переправа



Воронка капитализма



Опубликовано: 21-04-2015, 10:46
Поделится материалом

РЭО


Воронка капитализма

Статуя быка на Уолл-Стрит

 

Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний. Вроде бы у нас свобода, а человек понимает: есть темы, которые нельзя затрагивать, нельзя даже задавать вопросы. Наступил век «политкорректности» и «самоцензуры».  Во все времена люди задавали вопрос: «В каком мире я живу?» И пытались на него ответить. Нынче вопросы типа: «В каком мире мы, русские, оказались в начале XXI века?» звучат крайне редко, и ответы на них чаще всего бывают невразумительны. Власть на такие вопросы ответов не дает и  откровенно их боится.

 

В политическом лексиконе для обозначения социально-экономической идентичности современного российского общества употребляется набор наевших оскомину штампов: «демократия», «новая Россия», «свобода», «права человека», «рыночная экономика», «свободное предпринимательство», «правовое государство»,  «социальное государство», «республика» и т.п. Некоторые из этих понятий никак не расшифровываются, другие являются просто лозунгами (не имеющими никакого отношения к реальной жизни), третьи  просто демонстрируют невежество тех, кто их запустил в оборот.

 

Мне, как экономисту, скажем,  представляется абсурдным такое понятие, как «рыночная экономика».  Ведь «экономика» - слово греческого происхождения и в переводе на русский означает «домостроительство».   То, что мы по привычке продолжаем называть «экономикой», сегодня уже никак не назовешь домостроительством.  «Экономику» давно вытеснило то,  что в том же греческом языке называется «хрематистикой» - «искусством накапливать богатство».  Термин «хрематистика» был введен в оборот еще Аристотелем. Этот древний философ показывал, что экономика и хрематистика - антиподы и что «хрематистика» губительна для общества. По сути, она ведет к уничтожению «экономики», т.е. фактически она может быть названа «доморазрушением». Философ всячески предупреждал человечества от увлечения «хрематистикой». Сегодня мы и в мире, и в России имеем не экономику, а  хрематистику (спекуляции на товарных рынках, финансовые пирамиды,   развитие рынка ценных бумаг и игра на фондовой бирже и т.п.). Хрематистика – слово мудреное, поэтому ее можно заменить термином «экономика казино» .  В любом случае употребление слова «экономика» желательно с использованием кавычек для подчеркивания условности и некорректности этого термина в современных условиях.

 

Не менее абсурдным является  другое слово в словосочетании «рыночная экономика». Современная «экономика» - царство монополий – частных транснациональных корпораций и банков плюс государство как крупный (или крупнейший) хозяйствующий субъект-монополист.  Там где монополия – конкуренции нет, а где нет конкуренции – нет и рынка. Формально «независимые» компании малого и среднего бизнеса интегрированы в монопольные структуры и живут по правилам, которые диктуют гиганты бизнеса. Рынок – это, образно выражаясь, - «прошлогодний снег», которого на дворе XXI века давно уже не осталось.  Таким образом, термин «рыночная экономика» (который стал ключевым в разных политических документах, учебниках и научных монографиях последних двух десятилетий) является идеологическим изобретением, рассчитанным не на  шибко грамотных его «потребителей».

 

Но вернемся к нашим размышлениям о том, что  собой представляет современное российское общество с социально-экономической точки зрения.  Представляется, что для описания этого общества необходимы другие слова. Например, слово «капитализм».   Однако в нашей стране это слово не употребляется часто.  Представителями власти – никогда. Это и понятно: разве можно заставить людей идти за властью, если она будет призывать строить «светлое капиталистическое  будущее»?
Отдельные оппозиционные политики иногда упоминают, что мы живем при капитализме. Однако произошедший переход от социализма к капитализму  они представляют как смену одной модели экономики на другую, более эффективную.  А критике подвергают не сам капитализм, а   «отдельные недостатки» его экономического механизма (например, олигархическую структуру экономики).

 

Между тем мы имеем дело  с радикальной сменой всего устройства общества,  не только экономики, но также политики, идеологии, морали. По большому счету речь идет о смене цивилизации, а не о какой-то экономической реформе.  А глубокого осмысления этого разворота исторического развития России не с научной, не с духовной точки зрения до сих пор нет.
Устроители капитализма в России прекрасно понимают: те радикальные «реформы», которые были проведены в последние два десятилетия (достаточно вспомнить, что большая часть государственной собственности за этот период была приватизирована) нельзя считать необратимыми.  И это их очень беспокоит. Они понимают, что гарантией необратимости «реформ» является перенастройка духовно-нравственного «кода» людей. А этот «код» у большинства людей до сих пор (несмотря на бешеные усилия устроителей капитализма) до сих не перенастроен.  Если использовать марксистскую фразеологию, то можно сказать: «экономическую надстройку» сменили довольно быстро (приватизация государственной собственности, ликвидация государственного регулирования экономики), а «духовно-нравственный базис» общества  изменениям поддается с большим трудом, с этим «базисом» устроителям капитализма еще надо возиться и возиться.

 

По большому счету вопрос о смене цивилизации должен быть осмыслен не только учеными, но и нашей Церковью. Потому что «полная и окончательная» победа капитализма возможна лишь при полном уничтожении в народе христианских духовно-нравственных ценностей и замещении их мировоззрением не просто атеистическим (или агностическим), а сугубо антихристианским.   Наша  Церковь, к сожалению, до сих находится в стороне от осмысления процессов втягивания России в капитализм,  ссылаясь на то, что вопрос это «специальный», относящийся к одной из сфер светской жизни (экономика). Нет, это вопрос не частный и не «специальный», это вопрос жизни и смерти самой Церкви!

 

Современный капитализм представляет собой, прежде всего,  не экономическое, но духовное явление. Он имеет все признаки религии, его отличие от других традиционных религий заключается в том, что это де-факто существующая религия, официально не объявляющая о своем существовании.  Эта нелегально (точнее сказать – незримо) существующая религия по своим основным установкам диаметрально противоположна  христианству. Такое понимание современного капитализма выступает как условие эффективного соборного противостояния нашей Церкви нашествию   религии денег, как условие личного спасения каждого члена Церкви и, наконец, как условие предотвращения окончательного превращения России в отсталую периферию мирового капитализма.

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

Метки к статье: Катасонов, РЭО
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Воронка капитализма"
Игорь Чегис

21 апреля 2015 20:04

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Да, как и во все времена, «Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний». Мы – это и автор «Воронки капитализма», и автор этих строк, и Вы, уважаемый читатель. Вольно или невольно, но профессор В.Ю. Катасонов написал текст, тоже насыщенный недомолвками и умолчаниями. Очень сомневаюсь, что слово «экономика» он где-то еще пишет в кавычках, нет у него такой возможности, и лишь в таких статейках, как эта, он может иногда отвести душу.
Но я не имею ни малейшего желания упрекнуть его в лицемерии, или в склонности к следованию двойным стандартам. Лично мне пафос его текста понятен и во многом близок. В частности, я тоже уверен, что «...«хрематистика» губительна для общества. По сути, она ведет к уничтожению «экономики», т.е. фактически она может быть названа «доморазрушением».
Но по содержанию, увы, этот текст – продукт ортодоксальной (несмотря на то, что от него отдает немного марксизмом, немного христианством) экономической и социологической мысли.
Исторический процесс вообще ( а тем более – его нынешнее состояние) невозможно более или менее достоверно описать вне понимания, что такое прогресс – во всей глубине и полноте этого понятия.
В частности, автор утверждает что Россия переживает некий волюнтаристский разворот своего исторического развития, тогда как на самом деле Россия вернулась (по объективным причинам) в общий мировой галопирующий прогресс, угрожающий земной цивилизации самоуничтожением.
Проблематику исторического процесса на основе понимания феномена прогресса я описал, довольно детально, в книге
«Негапология прогресса. Столкновение цивилизации с прогрессом».
М., 2013г., издательство «Грифон», 224 стр.
Книга имеется в РГБ, в Российской Национальной библиотеке (СПб) и, возможно, в книжных интернет-магазинах.
Александр

22 апреля 2015 13:23

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Нам нужно видоизменить нынешнюю экономическую политику: нужно усилить роль государства в экономике, введя стратегическое планирование высокотехнологических отраслей,так как в этой сфере одному инвестору не под силу осуществить инв.проект .Государство должно быть не только регулировщиком, но и планировщиком и соинвестором экономики. главными должно быть интересы общества, как в азиатских моделях экономики, за которыми будущее.Сочетая социальной ориентированную рыночную экономику и традицициооные ценности, Россия сможет выработать свою модель государства.
Rectus

30 апреля 2015 19:32

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Прекрасная статья по пониманию проблемы, стоящей перед обществом. И о подмене понятий, как инструменте одурачивания или, как введения в заблуждение; что есть что!А наше сегодняшнее состояние на самом деле есть форма дичайшего капитализма, куда мы попали после коммунизма! Да, коммунизма ни больше, ни меньше, и ни социализма; тот был в Европе/ФРГ.Дания, Италия и т.д./, а капитализм-это США, Япония.Наше спасение только в выборе в управление страной умных и честных людей типа Катасонова В.Ю, а нынешние убогие и хитроумные хмыри доведут нашу страну до большой крови и несчастий.
андрей

26 мая 2015 11:19

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Отличная статья! Краткая, но емкая и горячая. (Вообще же у Валентина Катасонова много поучительных статей, как на сайте «Переправа» в рубрике «РЭО», так и на сайте «РЭОШ»).
Здесь же хотел дать свои комментарии на некоторые цитаты автора (выделены полужирным шрифтом).
«Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний».
История России помнит Смутное время – период с 1598 по 1613 годы, ознаменовавшийся польско-литовско-шведской интервенцией и тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. В тот период русский народ чуть не потерял свою национальную независимость и идентичность, а русская православная цивилизация (по А. Тойнби) – чуть не прекратила своего существования.
Сегодняшнее состояние России – время недомолвок и умолчаний, можно назвать Мутным временем. Временем полуправды – полулжи, вернее – временем, когда правда и ложь настолько тонко друг с другом переплетаются, что различить их становится практически невозможно для большинства людей. Так, сегодняшнее российское правительство постоянно ратует за улучшение социальных условий жизни народа, а само покрывает и способствует обворовыванию этого народа олигархами, чиновниками и предпринимателями всех мастей. Оно выступает за национальный суверенитет страны, подтверждая это усилением ее оборонной мощи, и одновременно усиленно зазывает в нашу экономику иностранных инвесторов (по сути – продает по кусочкам наши недра, заводы и предприятия иностранцам). Оно неустанно говорит об инновациях (научных внедрениях) в экономику, и одновременно разрушает академическую науку. Оно публично выступает за сохранение нравственности, духовности, культуры, истории, а само вводит оболванивающую нашу молодежь западную модель воспитания и образования, насыщает экраны телевизоров не просто бездуховными, но подчас сатанинскими западными шедеврами кинематографа, а также – многочисленными ругателями советской эпохи. При этом оно нам рассказывает о каких-то мифических успехах в экономике, о повсеместном распространении какого-то среднего класса, живущего комфортно и процветающее, о возрождении духовности народа, доказывая это огромным числом строящихся храмов. Везде – мутность, туман и лукавство!
Имя:*
E-Mail:*