переправа



Народ Божий и судьбы России



Опубликовано: 20-05-2012, 10:38
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Народ Божий и судьбы России

 

Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе.

Преп. Серафим Саровский  

 

Вместо предисловия

С чего всё началось? Пожалуй, с газеты «Завтра» от 19 января 2011 года, на страницах которой уважаемый мною профессор С.Г. КараМурза во всеуслышание заявил: «… в России продолжается распад всех общностей (кроме криминальных), а попытка превратить «поднятые» реформой социальные группы в ядро «нового» народа провалилась. Эту роль не взяли на себя ни новые русские, ни средний класс».

Взволнованный до глубины души, я опубликовал в той же газете ответ Сергею Георгиевичу под названием «Есть такая сила, господин профессор!», где впервые попытался обрисовать новую историческую общность – народ Божий. Заодно стала ясна причина странной «слепоты» одного из ведущих социологов России в отношении такого громадного явления, как народ Божий: оказывается, чтобы заметить и разглядеть этот народ, надо стать хотя бы малой его частицей, жить его жизнью, дышать его воздухом, исполнять его уставы. Надо самому стать Божиим – тогда только откроются очи души его и оживёт познающее сердце «внутреннего человека».

Потом ещё имели место долгие раздумья, наблюдения, открытия. Народ Божий обретал в моих глазах всё более и более чёткие очертания. Сквозь сложнейшие перипетии русской истории начали проступать контуры величественного действия Божией воли, промысла Божия, столетиями приуготовлявшего рождение этого феномена. Яснее становились как сильные, так и пока ещё слабые стороны этой развивающейся силы в контексте переживаемого Россией, но уже близкого к завершению «либерального реванша».

В частности, разъезжая по городам и весям, встречаясь и беседуя с православными людьми, я порой не мог отделаться от странного, щемящего чувства. Словно на всех нас, верующих, лежит печать какой-то робости и слабости.

 

Долго не удавалось сообразить, в чём дело. А потом осенило: нами владеет что-то вроде коллективного комплекса неполноценности:

– со всех сторон нам внушают (и почти уже внушили), что мы в гостях. Между тем это не так: в России МЫ ДОМА;

– нас томят в ожидании вердиктов властей, навязывают чужую волю, мы заискиваем перед начальниками, совершенно забывая, что это МЫ ИХ НАНЯЛИ. И это они просто обязаны нам служить;

– мы позволили внушить себе, что мы слабы, однако на деле всё обстоит с точностью до наоборот: МЫ СИЛЬНЫ. Даже гораздо сильнее, чем кажется.

Пора внести ясность. Пора развеять нейролингвистический и информационно-наркотический дурман, окутавший сознание нации. Это обязательно случится, возможно, даже очень скоро случится. Ибо народ Божий УЖЕ ЕСТЬ! Окрепнув, он стряхнёт с себя дрёму. Он осуществит свою историческую миссию – как единственная здоровая, саморазвивающаяся и несокрушимая общественная СИЛА, способная вырвать Россию из трясины очередной и, очевидно, самой глубокой за всю её историю смуты.

Народ Божий как выражение Церкви Христовой

 

«Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие» (2 Кор., 6:16).

 

В самом широком и общем понимании православная церковь – это и есть народ Божий. Оба эти понятия нерасторжимы. Другими словами, народ Божий – это все мы, верующие православные христиане. Люди Божии.

В современном общественном сознании и, к сожалению, даже у многих верующих цепко бытует мнение о том, что Церковь есть некий особый «институт», состоящий, с одной стороны, из храмов, монастырей и иной «инфраструктуры», а с другой – из профессиональных «служителей культа» – священников и монахов. Отсюда берёт начало ментальное разделение на «мы» – миряне и «они» – батюшки. Не станем углубляться в исторические корни этого стереотипа – оставим сию задачу другим исследователям. Вкратце отметим лишь вот что: в данном искривлении сознания, скорее всего, переплелись остатки генетических «претензий» народа к дореволюционной синодальной Церкви, тяжкие психические травмы от советского воинствующего безбожия и современная либеральная антицерковная «мифология». Сложный коктейль! И это зелье дурманит голову среднего россиянина тем сильнее, чем меньше в этой голове крепкого понимания древних корней нашего церковного благочестия, живой и сердечной веры во Христа, а главное – повседневного понуждения себя жить по заповедям Его. Только на этой почве может сложиться и окрепнуть верное понимание идеи спасения – единственного пути индивидуального и национального выживания в гибнущем земном мире.

Будучи содержанием и выражением Церкви, народ Божий в полной мере несёт её важнейшие черты. Он представляет собой «единую, святую, соборную и апостольскую» общность. Такое понимание Церкви и её народа решительно отклоняет обывательское разделение на «мы» и «они» – на тех, кто служит в алтаре, и тех, кто молится перед ним. В Евангелии нет и намёка на подобное разделение, но есть обращение к народу Божию как единому и живому духовному целому. Каждому из нас, кто искренне хочет стать Христовым, кто стремится войти в тело Церкви, в состав народа Божия, предстоит непростое и даже болезненное изменение: он обязан вырвать, выкорчевать из своего сердца предрассудок «мы и они», этот ментальный «ржавый гвоздь», вбитый туда незримым врагом. До тех пор, пока гнойник разделения развивается, нам не стать единой, святой, соборной и апостольской Церковью; не выйдет из нас того, что в Писании именуется «царственным священством мирян». Пока «гвоздь» там, нами беспрепятственно будут манипулировать духи смущения, разделения и нестроения. Что это за духи и кому они служат, мы знаем. Священное Писание считает всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Кто не желает быть домом Божиим, сосудом божественной благодати, становится – хочет он того или нет, сознаёт или нет – домом и сосудом греха и сатаны.

 

Народ Божий и судьбы России

 

Возникает вопрос: а правомерно ли вводить понятие «народ Божий», если он, по сути, идентичен Церкви? Ответ – да, правомерно. И вот почему.

Во-первых, чтобы поскорее изжить отмеченные выше язвы разобщения, укрепить духовное единство клира и мирян, чувство общей и нераздельной ответственности за судьбы Церкви Христовой.

Во-вторых, в нынешней непростой ситуации, когда Церковь подвергается беспрецедентным нападкам врагов, понятие «народ Божий» находит самый живой отклик у верующих: оно рождает удивительное чувство цельности, силы, сопричастности, единства и общей цели. Наша Церковь – воинствующая. Торжествующей она станет лишь после второго пришествия Христа и Страшного суда, когда и «знание упразднится», и любовь иссякнет, и земля сгорит, и все дела человеков на ней. Пока же ни в коем случае и никому нельзя забывать: настоящий бой только-только разворачивается. Советский Союз пал, и теперь все силы вселенского зла развёрнуты против его последнего и главного врага – Русской православной церкви.

В-третьих, с позиций народа Божия, в котором важную, если не определяющую, роль должны играть именно миряне (хотя бы уже по той причине, что они составляют церковное большинство), легче вырабатывать тактику и стратегию нашей борьбы в условиях господствующего постмодернизма с его изощрёнными технологиями растления и антихристианским лукавством. Наша линия во всех сферах общественной жизни – а для народа Божия они все одинаково важны – требует выработки точных и ясных критериев целесообразности или, наоборот, нецелесообразности того или иного явления, процесса или действия. Одним из таких критериев, возможно даже решающим, являются жизненные интересы народа Божия. Всё, что служит его здравию и процветанию, нами принимается, всё, что угрожает или вредит ему, – решительно отметается.

В-четвёртых, с позиций народа Божия гораздо более конкретными, понятными и актуальными выглядят такие церковные понятия, как «тело Христово», «воинство Христово», «единый организм Божий». В народе Божием естественным путём формируются отношения иерархии благоговения, а не палочной дисциплины или формального подчинения – отношения, господствовавшие в древней Церкви и предопределившие её могущество и расцвет.

В-пятых, в обстановке всеобщего увлечения «партийным строительством» (после недавнего упрощения процедуры регистрации одних только православных партий – мелких и мельчайших – создано с десяток) нельзя допустить, чтобы искушения «возмущённого разума» и «враждебных вихрей» в очередной раз увлекли наиболее активную часть нашего церковного сообщества в бесплодные политические игры. Решающим участком борьбы с либеральной чумой будет не государственный аппарат – на этом уровне схватка безнадёжно проиграна, – а то, что называется массовым сознанием широких слоёв народа. К нему, к русскому народу в широком – этническом и узком – церковном смысле, должны быть обращены все наши думы, все чувства и все дела. Здесь, в гуще простых людей, будет в конечном итоге решаться вопрос «кто кого».

В-шестых, в выражении «народ Божий» содержится прямое указание как на земную, так и на божественную природу этого общественного феномена. Это также принципиальной важности момент. На его основе может и должна развернуться плодотворная и нелицеприятная дискуссия о границах народа Божия (Церкви). В настоящей статье мы такой задачи перед собой не ставим, поэтому ограничимся лишь несколькими на этот счёт беглыми замечаниями.

Общее и чаще всего встречающееся определение Церкви как сообщества крещёных и верующих во Христа людей, объединённых церковными догматами, правилами и таинствами, очевидно, не даёт, да и не может дать исчерпывающего понимания того, что же в действительности есть церковный народ, или народ Божий. В любом внешнем, вещественном определении недостаёт указания на главный внутренний состав и ось всякой подлинной христианской религиозности (и церковности) – присутствие в отдельно взятой душе хотя бы капельки благодати Духа Святого, без коей она, эта душа, независимо от своего формального социального или иерархического церковного статуса не может быть достоверно признана Божией. Отсюда следуют два важных вывода.

Первый: ни один человек, каким бы формальным положением или авторитетом в обществе или в Церкви он ни обладал, не может безапелляционно судить о том, является ли он сам или кто-то другой в данный конкретный момент времени частью народа Божия. Сие знание есть тайна. Она доступна только Господу и лишь изредка, и то по Его воле, открывается избранным святым и духовидцам.

Второй вывод: народ Божий не является некоей группой избранных или особо посвящённых людей. Это не орден, не ложа и не секта, это сверхъестественная, метафизическая общность, только внешне проявляющаяся через человеков. Внутренне же, духовно это бесконечно живое, пульсирующее, постоянно меняющее свои границы и даже свою как бы «плотность» духовное поле. Границы его зависят от того, в каком состоянии – спасения или покаяния – находятся в тот или иной момент времени каждая из составляющих его душ, а это, как мы уже установили, недоступно обычному, земному наблюдению.

Лучше всего, пожалуй, образ этого явления, этого неизъяснимого пребывания Духа Святого в душах живущих людей передаёт сопоставление его с живым телом, с живым организмом, все клетки которого связаны, сообщаются, взаимодействуют, дополняют друг друга, зависят друг от друга, но при этом остаются обособленными и даже в известном смысле свободными и самостоятельными. В каждой из них изображается и реально присутствует весь организм, в то же время каждая на свой лад участвует в его строительстве и питается его силой. Оживляет и обустраивает это тело сама Жизнь, непостижимая и трансцендентная энергия Духа Святого. Вообще же здесь налицо почти прямая аналогия с индивидуальным человеческим организмом. В народе Божием, как и в физическом теле, люди-клетки тоже скреплены и спаяны действием Духа Святого, образуя, по сути, неделимое целое, неслитное и нераздельное тело Христово. Клетки этого организма, люди Божии в подавляющем большинстве своём далеки от святости и на протяжении не то чтобы жизни, порой одного дня или часа, согрешая мыслью, словом или делом, то утрачивают благодать, то – молитвой, покаянием и таинствами – привлекают её снова. Из состояния спасаемых они ниспадают в состояние кающихся и наоборот. В масштабе сотен тысяч и миллионов людей, пребывающих в ограде Церкви, картина этих тонких пульсаций, если бы её можно было наблюдать воочию, выглядела бы столь величественно и необычно, что разум человеческий, вернее всего, счёл бы невозможным её воспринимать: потому-то не только не дано, но и не полезно человекам знать суды Божии. Однако именно таким образом, подобно пульсирующему сердцу, вибрирует, содрогаясь от соприкосновения с веществом мира и незримыми падшими искусителями, с землёй и небом, тело Христово – Божий народ.

Место и роль народа Божия в современном обществе

Характерно, что становление народа Божия как ведущей общественной силы России происходит не в тепличных условиях, а в тигле «либерального реванша», начавшегося на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого столетия. Другими словами, либералы, являющиеся по самому естеству своему антиподами и злейшими врагами православия, послужили – против своей воли, разумеется, – той питательной средой, в недрах которой вызрел их могильщик – народ Божий.

Внешне всё выглядит довольно грустно, если не сказать обречённо. После падения СССР и разрушения «железного занавеса», который семьдесят лет промыслительно оберегал русский мир от гниющего в ересях Запада, всё постсоветское пространство оказалось под безраздельной властью постмодернистской «культуры греха». Она заполонила собой все информационные сети, узурпировала систему воспитания и образования, культуру, искусство, науку, госаппарат. Образно говоря, страну покрыло смердящее болото постмодернизма, сверху лишь слегка припудренное ряской «демократических свобод», «прав человека», «толерантностью» и прочей словесной шелухой. Экономическим идолом нового порядка стал культ денег, культ мамоны. Сотни миллиардов западных долларов были брошены на растление постсоветской России и других осколков СССР. Все несогласные с «либеральным проектом», в том числе и Русская православная церковь, в один момент очутились на обочине общественно-политического процесса: формально свободные, фактически они оказались в роли маргиналов и отщепенцев. Либеральная власть выдавила РПЦ из жизненно важных для неё сфер, прежде всего СМИ и воспитания подрастающего поколения. При этом фронтальное наступление на позиции Церкви прикрывалось лукавым попечением о ней.

Возникла парадоксальная ситуация. До тех пор, пока либералы остаются у власти, болота постмодернизма осушить невозможно. Это ясно как Божий день. Но на этом болоте фактически уже с поздних советских времён, отмеченных нарастанием либеральных «веяний», начали тут и там возникать своего рода островки или кочки новой духовности. Православной духовности. Не благодаря, а вопреки курсу действующей в России власти эти островки и кочки начали множиться и укрепляться. С одной стороны, это стало прямым следствием и естественной реакцией русского сознания на навязанные ему чуждые «ценности», с другой – индикатором того, что с «либеральным проектом» можно эффективно бороться изнутри, не применяя насилие. Болота скверны и порока нам механически не осушить, но по мере образования всё новых и новых островков благочестия, по мере их укрупнения и соединения в своеобразный «архипелаг верных» пространства этого болота, этой тьмы неумолимо будут уменьшаться, и всё больше людей смогут обретать спасение на высоком берегу веры Христовой.

Народ Божий в России есть! Наиболее зримо и мощно он явил себя во время пребывания на исходе 2011 года в Москве и других городах нашей страны Пояса Пресвятой Богородицы. Тогда многие сотни тысяч людей, по некоторым оценкам, около трёх миллионов, выстаивали на ледяном ветру многочасовые очереди, чтобы прикоснуться к святыне. Вместе с тем ряд обстоятельств как бы затемняет и скрывает его наличие как нового общественного явления. Во-первых, верующие люди по самому своему естеству, по характеру своего служения в миру не стремятся к публичности. Во-вторых, для либеральных СМИ всё, что противоречит «культуре греха», – «неформат». В-третьих, само это явление – народ Божий – ещё относительно молодое, динамично развивающееся, поэтому и осмысление его генезиса происходит, по сути, на ходу, оставаясь до поры задачей второстепенной по сравнению с текущими проблемами его роста и развития.

Тысячи и тысячи «островков»: приходов, общин, центров христианского служения Господу и людям – разбросаны сегодня по необъятным просторам России. С каждым днём их становится всё больше. Неоязыческая среда яростно противится этому процессу, но, как ни странно, именно она в конечном счёте и служит питательной почвой для его неудержимого распространения. Болото постмодернизма источает миазмы зла и порока, но этот же духовный смрад только подстёгивает пробуждение и трезвение русской души, черпающей силы и вдохновение из потаённых корней и глубин Святой Руси, которым не повредили ни войны, ни революции, ни ГУЛАГи.

Итак, в узком смысле народ Божий – это вся Церковь Христова, все, кто ищет стяжания благодати Духа Святаго, все, в ком присутствует хотя бы малая толика этой благодати. В широком же смысле народ Божий есть нечто большее, и здесь мы вправе ставить вопрос о наличии нескольких уровней, или кругов, образующих эту широкую общность.

Первый круг, или ядро, народа Божия – собственно православные, глубоко воцерковленные люди, священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия и восхождения к Богу, устройства жизни по церковному обряду. Они активны: создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы, в которых вся организация жизни ориентирована на Творца. Без этого плотного ядра народ Божий не может состояться как историческое общественное явление. Но и это не всё: православные общины образуют каркас, или, если угодно, скелет тела Христова, они – стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и помогающие рождению новых здоровых клеток. Сохранение и пополнение этого изначального круга, этого ядра требует нашей первейшей и сугубой заботы. Без него не будет точки опоры для дальнейшего продвижения вперёд. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации общества. Это и есть та «малая закваска», что, согласно Евангелию, может и должна поднять всё тесто, поражённое неоязычеством. Если мы в корне не ошибаемся в оценке ситуации в России и готовности общества к принятию правды Христовой, то этот «кристаллик», будучи помещён в солевой раствор, должен стремительно начать расти.

Второй круг – назовём его условно кругом оглашенных. Это люди, сознающие обречённость и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тяготеющие к Церкви, но всё-таки не обладающие ещё глубокой и осознанной верой. Как правило, они не входят в состав действующих православных общин, но часто не потому, что не хотят или не готовы, а в силу слабого распространения и незрелости как таковой самой этой формы церковно-приходской жизни. По мере распространения наших общин оглашенные, как ближайший резерв, начнут примыкать к «плотному» ядру народа Божия, входить в разум Истины и пополнять собой ряды воинства Христова. Оглашенные в сегодняшней Церкви образуют безусловное и подавляющее большинство – один этот факт обязывает нас уделять им первостепенное внимание.

Третий круг – вообще все крещёные. Многие из них имеют весьма отдалённое и смутное представление о вере и Церкви. В силу многих причин, иногда и из-за равнодушия к ним самих церковных людей, они остаются в значительном отдалении от церковной ограды и живут по стихиям мира сего. Как и второй, этот, третий, круг народа Божия представляет собой важнейшую сферу нашей миссионерской и просветительской работы.

Четвёртый круг – все вообще добропорядочные и честные люди, в том числе и некрещёные, а зачастую даже исповедующие неправославные вероучения. Все, кто интуитивно или осознанно предпочитает жить, следуя законам совести и здравого смысла, а значит, в душе всё-таки ориентирован на Творца и заповеди Его, что в перспективе создаёт добрую почву для сердечного принятия Христа. Эта часть народа Божия наименее устойчива и, наоборот, наибольшей степени подвержена соблазнам нашего неистового времени. Её пробуждение и самоопределение состоит в прямой зависимости от того, как скоро будет протекать, с одной стороны, дальнейшее обвальное разрушение «старых» ценностей и институтов, а с другой – становление новых ориентиров, становление народа Божия. Для миссионерской работы в этой социальной среде необходимы особые условия и приёмы, специальный язык и стилистика общения; очевидно, что катехизацию здесь придётся вести издалека, «от плинтуса», постепенно и осторожно, используя привычную для данной категории светскую логику и терминологию – «тёплое молочко», пользуясь метким определением апостола Петра. Однако важно отдавать отчёт, что границы этого круга фактически, с незначительными изъянами, совпадают с размерами всего нашего народа (в потенции богоносца) и, если часть россиян всё-таки застревает в «намазанных медом сетях» постмодернизма и бесовщины, то это в значительной степени не её, а наша вина и наша недоработка. Генеральная цель активной части народа Божия – переправление всего населения России на прочный берег православной веры и христианской жизни.

Общины

«Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреде них», – сказал Спаситель. Сила клеток тела Христова, народа Божия, с одной стороны, в их причастности к Духу Святому; с другой – в их способности и, более того, неодолимой потребности к единству и самоорганизации. Именно сообщества православных христиан, наряду с единицами избранных, стремящихся к подвигу в затворе, образуют основу этого тела. Такие группы, а лучше сказать общины, возникают повсюду: вокруг приходов РПЦ, в православных братствах, центрах социального служения, различных патриотических, просветительских, спортивных сообществах и проч. В отличие от клеток общины образуют как бы части и органы тела Христова. Среди них нет и не может быть главных и второстепенных частей, старших и  младших. Они равны по существу, и если отличаются друг от друга, то только функциями. Если сравнивать современный народ Божий в России с  воинством – а он и является по сути своей воинством Христовым, – то в нём, как и в любой армии, должны наличествовать не только боевые соединения всех видов и родов, но и тыловые службы. Все многочисленные звенья воинства Христова одинаково важны для общей победы.

 

Народ Божий и судьбы России

 

Клетки живого тела – и в этом коренное, принципиальное отличие народа Божия от политических партий, в самом названии которых содержится указание на смертельный вирус разделения (англ. part – часть), – в процессе своего взаимодействия не нуждаются ни в специальных стимулах, ни в страстных побуждениях и Общины понуждениях. Они обладают естественной способностью и даже потребностью эффективно работать без партбилетов, клятв верности, карьерных расчётов, насилия, страхов и т.п., то есть всего того, что создаёт, движет и поддерживает партийную организацию и партийную дисциплину в привычном, земном понимании. Люди народа Божия спаяны между собой самой Жизнью, каковой является Христос, они соединены в единый организм незримо и нерасторжимо. Как и отдельно взятый человек, тоже живой организм, народ Божий одновременно бесконечно разнообразен и изменчив (например, в нём есть клетки живые, а есть мёртвые) и в то же время представляет собой единое целое. Какая разница, куда мне вонзилась заноза – в палец или в пятку? – в любом случае всё тело страдает и мучается, и оно не успокоится, пока заноза не удалена; мало того, на источник боли бросаются все жизненные ресурсы всего организма. Ровно так должно (и будет!) обстоять дело с нашим народом Божиим. В его составе нет и не может быть малозначимых и периферийных частей – боль каждой клетки, каждой общины должна отзываться страданием для всего тела Христова и вызывать ответную скорую реакцию.

«Аз есмь Путь и Истина и Жизнь», – говорит Господь, и именно в Его животворном и промыслительном вечном бытии, в реальном нахождении Его посреди и во главе Своего «малого стада» заложено главное и решающее преимущество народа Божия перед любой «казённой организацией», будь то партия, корпорация, тайный орден или что-то ещё. Там горох в мешке, там страсти, временно и ненадёжно сбивающие людей в стаи, там нет и тени любви, там человек человеку волк, ибо конечная цель всех подобных «собраний» – это всегда власть и насилие над другими людьми; здесь – небо, здесь – Бог, который есть «любовь, и только любовь, и ничего, кроме любви», здесь спасение, здесь высшие вечные смыслы, здесь преображение падшего и ветхого человека в бога по благодати.

Как остов и несущий каркас народа Божия православные общины нуждаются одновременно в трёх вещах, которые должны стать объектами нашего неусыпного попечения. Это, во-первых, укрепление духовной, евхаристической базы в уже сложившихся общинах; во-вторых, создание с их помощью новых общин там, где их пока нет, несмотря на наличие объективных условий (например, в действующих приходах); в-третьих, усиление всех форм связей, взаимодействия и взаимопомощи между православными общинами. Реализация этих задач, и особенно третьей по счёту, но не по значению, позволит нам в кратчайшие сроки пополнить тело Христово, соединить в нём наши жизни, сообщив тем самым всем его частям и членам, в том числе и малейшим, ощущающим себя зачастую оторванными и забытыми, чувство братского плеча и принадлежности к великому и могучему Целому, чувство собственной силы и достоинства.

Выполнение этих задач облегчается тем обстоятельством, что наши общины на местах имеют естественную и горячую тягу к общению и сотрудничеству с себе подобными: как капли жидкого металла в известном фантастическом боевике «Терминатор-2», они уже начали стекаться в одно живое тело, и наша работа, если задуматься, состоит лишь в том, чтобы сообщить этому процессу дополнительные импульсы, создать для него благоприятные информационные, просветительские, организационные условия.

В порядке небольшого отступления заметим, что именно сюда – в живые ткани и клетки восстанавливающегося от долгой болезни безбожия тела Христова – должны быть направлены наши взоры и наши усилия. Организованные центры церковного служения мирян в миру, подобные «Переправе», обязаны целиком и полностью посвятить себя служению народу Божию. Только эта цель должна доминировать в нашем поле зрения, только ею оправдываются и измеряются все наши деяния. Всё, что полезно народу Божию, полезно и нам; всё, что ему угрожает, тормозит его развитие, сбивает с пути, должно встречать с нашей стороны должный отпор и противодействие.

Народ Божий и текущий политический момент

Огромный общественно-преобразовательный заряд, заложенный в народе Божием, уже сегодня делает его заметной силой на политическом пространстве России. Правда, пока ещё, скорее, потенциально. «Старые» партии и их идеологии «от ума», включая и т.н. правящую партию, по сути, доживают последние дни. Они – банкроты, не выдержавшие испытания временем. Попытки «освежить» российскую политику новыми фигурами и идеями вроде пресловутого миллиардера М. Прохорова и его “Партии человеческого достоинства” в лучшем случае на некоторое время оттянут бесславный финал человеческих потуг выстроить царство божие на земле, но без Бога. Лишившись света Божией истины, поле рационалистических философий окончательно поросло сорняком и захирело; отныне на этом пустыре может подняться либо последнее (перед концом времён) православное царство, либо тёмное всевластие сатаны.

Весьма показательно, что именно в эти дни, и особенно с начала 2012 года, чрезвычайно участились попытки создать разного рода политические партии православного толка. Таковых уже десятки, а будет, вероятно, и того больше. В этом ажиотаже, подстёгиваемом, к сожалению, благосклонной реакцией тех или иных представителей РПЦ – например, в лице протоиерея Всеволода Чаплина, – усматривается, с одной стороны, отклик политически активных кругов, в том числе и внутри народа Божия, на реальную потребность его самовыражения в различных формах; с другой – желание его противников помешать процессу усиления Церкви путём прежде всего раскола её изнутри. С этой целью уже создаются и благодаря упрощению процедур регистрации новых партий ещё будут созданы десятки обновленческих, экуменистских, сектантских и всяких других подрывных структур, которые станут напрямую выдавать себя за православные или тем или иным образом примазываться к Церкви (а по факту противопоставляя Ей свои субъективные принципы), именуя себя её «попутчиками», «сторонниками», «радетелями», «спонсорами» и т.п.

 К счастью, пока вся эта суета ограничивается узкими рамками политической надстройки: наследуя дурные традиции российской партийности после КПСС, большинство этих «живопырок», если не все до одной, бесконечно далеки от «низов» – от народа Божия и его реальных чаяний, чужды им и потому не так опасны. Вектор устремлений этих «новоделов» всегда указывает вверх, ближе к властным коридорам и «живительным» бюджетным источникам. Увы, но теми же самыми «инстинктами» страдают и немногочисленные вполне искренние православные «активисты», например, тот же В. Аксючиц с его микроскопически малой «Народной партией большинства».

В столь непростой обстановке нам следует быть предельно осторожными и внимательными при выборе тактических и стратегических союзников. Мы можем и при определённых условиях даже обязаны поддерживать тесные связи с избранными православными партиями «новой волны». В конце концов нет ничего плохого в том, что часть наших братьев готова взвалить на свои плечи тяжкое бремя работы непосредственно на передовой духовной брани или даже в тылу нашего общего врага, подвергая себя при этом жёсткому духовному облучению и искушениям «большой политики». Вместе с тем мы должны ясно сознавать: вопрос «кто кого», какая историческая линия – на возрождение традиций Святой Руси или на дальнейшее убывание и деградацию русского духа – восторжествует в ближайшие годы (именно в годы, а не в десятилетия!), будет решаться не в верхних слоях политической «стратосферы», а там, где натурально живёт и страдает русский народ – народ Божий. Эта «горизонтальная» плоскость практической деятельности ещё почти никем не занята, ибо работа по этому азимуту требует жертвенности, дерзновения и терпения, она требует предельной самоотдачи и огромных усилий, что несвойственно нашему изнеженному веку. В этой открывающейся возможности и перспективе – вызов всем нам, всем, кто дерзает посвятить себя народу Божию, кто претендует на высокое звание его авангарда. Но в этом же векторе – и наше важное тактическое (если не стратегическое) преимущество: область жертвенности не может быть захвачена адептами падших духов.

Отрадно, что наша линия на поддержку В. Путина как лучшего из худших кандидатов в президенты России и единственного политического деятеля, способного обеспечить народу Божию главное, что ему сейчас необходимо – стабильность, – эта линия доказала свою правильность и действенность. Как дальше относиться к этой власти?

Путин – обычный человек, вознесённый на необычную высоту, и только время способно показать, чем это испытание для него обернётся: вечным осуждением или вечным оправданием. Но мы-то знаем, мы исповедуем, что всё в руках Божиих и всё происходит по Его благословению или попущению. Благодаря действию Промысла Божия Россия, даже такая ослабленная, как сейчас, остаётся недосягаемой для своих многочисленных врагов. Но время неумолимо бежит вперёд, и Путин – а в его лице и весь постсоветский правящий класс – оказывается во всё более жёстких, промыслительно жёстких тисках политических детерминант. Либеральный фланг в России, в котором вызрел и которому, как мог, служил вновь избранный президент, расколот митинговыми страстями конца прошлого – начала нынешнего года. Недовольный провалом своих многомиллиардных «инвестиций» в растление России, Запад предъявляет «чёрную метку» тому, кто, по его понятиям, «завалил дело». Кому именно? Путину, больше некому. Кольцо внешних и внутренних военно-политических и социально-экономических угроз сжимается вокруг нашей страны, до предела ослабленной либеральным «реваншем». Высшая бюрократия, пожалуй, впервые за последние двадцать лет чувствует, как почва уходит у неё из-под ног. Только сильное государство способно защитить Путина и его ближайшее окружение от жестокой расправы по примеру Каддафи, Милошевича и Саддама Хусейна. Но сильную страну ещё надо строить. Надо срочно, бегом залечивать раны, нанесённые нашему хозяйству, армии, культуре, образованию и науке либеральной «чумой». Надо преодолевать однобокость и зависимость экономики, восстанавливать доверие в обществе к власти, побеждать коррупцию. Для этого нужна бескровная мобилизация, нужно наполнять госаппарат чиновниками совершенно новой формации, людьми, исповедующими принципы служения, а не прислуживания, не способными не то чтобы воровать, но даже помыслить о таком злодействе. Таких «двадцатипятитысячников» можно набрать только в одном месте – из числа сынов народа Божия. И такие люди уже есть в наших рядах! Люди любых профессий, полные энергии и творческого заряда, готовые отстоять Россию. Их надо только призвать и допустить к служению, а это может сделать лишь подлинный национальный лидер, только глубоко верующий православный человек, которого они признают своим по духу. Станет ли таким В. Путин, произойдёт ли обращение на кресте «благоразумного разбойника», поймёт ли он, чего от него ждёт Господь, промыслительно сжимая коридор его личных и государственных возможностей, – время покажет. Не сможет порвать пуповину былых иллюзий и возглавить народ Божий он, сможет кто-то другой. Хватит ему силы и мужества принести покаяние Богу и людям в сердце своём – народ Божий примет его в свои объятия. Время покажет…

 

Народ Божий и судьбы России

 

Дело, конечно, не в личности того или иного политика. Мы верим, мы точно знаем, что Господь и Пресвятая Богородица не оставят русский народ в эту лихую годину. Но и сам народ Божий, все мы, православные христиане, не должны отсиживаться в «келье под елью». Как единственная на данный момент дееспособная и положительная общественная сила в России народ Божий должен и будет определять исход глобальной схватки добра и зла, разворачивающейся на её просторах. Он, этот народ, и никто иной, должен рождать из себя новую, подлинно национальную власть, он – государствообразующий стержень, у него есть национально значимая идея. Эта идея – он сам, способный в высших своих проявлениях воплотить синергию и гармонию человека и Бога-Творца.

Нет сил и нет преград, способных удержать энергии Святой Руси. Эти энергии прорастают прямо в наших душах, в наших сердцах. Они рвутся наружу, требуя воплощения в конкретных делах. Обретая Бога, мы становимся воинами Христовыми. Мы перестаём бояться самой смерти, попранной и посрамлённой жертвенным подвигом Спасителя. Мы учимся отрешаться земного и искать только горнего. Мы ещё очень слабы, но, подобно «блудным сынам», мы уже вспомнили Отца Небесного и бесповоротно решили вернуться в лоно Его. Политический момент – внутри каждого из нас, и то, как он повернётся, решается непосредственно в душе каждого человека.

О нашей программе

Предполагая, и не без оснований, что политический режим В. Путина будет склоняться в сторону всё большего учёта национальнорелигиозных реалий России и интересов главной и доминирующей силы страны – народа Божия, мы тем не менее не должны опускать руки и ждать у моря погоды. Интеллектуальный авангард народа Божия, к каковому, будем надеяться, относится и «Переправа» с накопленным ею за несколько лет аналитическим «багажом» (осмыслением реалий русского мира с позиций традиционной духовности через два журнала, интернет-портал и активную деятельность в СМИ), обязан уже сегодня сформулировать свою идею, своё понимание пути России и свою платформу, альтернативную «либеральному проекту». Все наши слова и планы останутся пустым звуком, если мы не покажем и не докажем всему миру, что знаем, куда идти, и что наш выбор хорош.

При разработке такой платформы, или программы, мы можем использовать сразу несколько источников. Во-первых, это обширные теоретические исследования «русского пути», проведённые православными историками и богословами за советский период и особенно за последние двадцать лет. Во-вторых, наследие дореволюционных авторов-государственников, прежде всего славянофилов, а также деятелей русской эмиграции первой волны (И. Ильин и др.). Втретьих, наши собственные наблюдения и выводы, сделанные на базе опыта «Переправы» и родственных ей структур. Задача наша не в том, чтобы спешно, на бегу придумать и изобразить некую политическую платформу, хотя бы и православную по форме, как это придётся делать партиям-скороспелкам нашего времени. Нет, наша задача совсем в другом. Необходимо аккуратно, хотя и быстро, обобщить все вышеперечисленные источники, выжать из них самое важное и полезное для выработки стратегии и тактики народа Божия в современных условиях. Причём не путём «переписывания» старинных манускриптов или механической компиляции «авторитетных текстов», но путём творческой переработки тех и других с учётом, в контексте православной традиции и живого опыта «Переправы» как действующей православной общины, как органической части сегодняшнего народа Божия.

Кое-что в этой программе придётся оставить на потом и признать, что мы ещё не готовы дать ответы на все вопросы. Отчасти из-за незрелости и относительной слабости, рыхлости наших собственных рядов; отчасти по причине отсутствия ясно выраженной воли Божией по целому ряду направлений и вопросов нашего развития. К примеру, многие претенденты на лидерство в национально-патриотическом движении (взять тот же Народный собор) уже сейчас ставят на повестку дня «самоопределение народа снизу», а именно созыв Земского собора. Мало того: указывая – и вполне, заметим, справедливо – на невозможность для православной партии пробиться к власти в России сквозь сито существующей политической системы, Народный собор на полном серьёзе предлагает преобразовать эту власть изнутри. Но каким, интересно знать, образом? Побудить, уговорить и даже заставить бесов «исправиться» или «уступить место» более достойным, чем они, фигурам в человеческом обличье нельзя. Впрочем, как нельзя и Бога к чему-либо принудить, например, к выявлению (в надежде на вмешательство Промысла) «нашего» кандидата в президенты путём проведения виртуальной жеребьёвки в Интернете среди неограниченного числа кандидатов – есть и такие лихие предложения! Дух дышит, где хочет. Да и готов ли, возвращаясь к инициативам Народного собора, наш православный люд к столь вожделенному земству? Не переоцениваем ли мы степень его зрелости, прежде всего духовной? Не выдаём ли, увлекаясь собственными грёзами, желаемое за действительное, не ставим ли телегу впереди лошади?

«Переправа» выбирает другой путь. Объект наших ближайших и последующих усилий – не какое-либо «преобразование» власти, будь то извне или изнутри, не подбор подходящего лидера (царя, вождя, полководца), а сам народ Божий. Его просвещение, укрепление, расширение, охранение от всяческих нападок. Наша цель – всеми силами и средствами содействовать усилению и консолидации этого народа, чтобы он сам, постепенно возрастая из силы в силу и напитываясь божественной благодатью, однажды вытолкнул из своей среды достойного себя лидера и обозначил пригодную для себя (а значит, и Господа) форму государственного устройства России. Коль скоро всё это относится к будущему и мы не знаем, сколь от нас отдалённому, совершенно нелепо и, более того, ошибочно увлекаться прожектёрством на эту тему. Исторический выбор народа будет соответствовать тому моменту и тем условиям внутри страны и вокруг неё, которые сложатся конкретно на момент этого выбора. И раз уж нам не дано заглядывать вперёд, какой толк думать да гадать, что будет, а тем паче предвосхищать это будущее, механически экстраполируя его из шаткого и смутного настоящего?

Мы не отбрасываем напропалую «старые» идеологии и старый партийный опыт. Все эти явления в той или иной мере заимствованы из христианства, но лишь по форме, ибо Дух христианства несовместим с тёмными страстями, пронизывающими и старые партии, и старые идеологии. Все так или иначе черпали вдохновение в одном Источнике правды и святости. Такая опосредованная «причастность» языческих форм бытия к христианской Истине сообщила им некоторые здоровые и позитивные черты, дала внутри них жизнь некоторым направлениям творчества и ценным плодам, которые мы просто не вправе игнорировать и не брать на вооружение. Полезный опыт бытия есть и в дореволюционном, и в советском, и даже в либеральном периодах нашей отечественной истории. Он есть и за рубежом. Надо лишь бережно и требовательно просеять крупицы этого опыта через сито нашего крепнущего православного миропонимания и, если найдём полезным, творчески переработать и применить лучшие его образцы к нуждам народа Божия.

 

Александр Нотин

 

Фотографии с сайта www.patriarchia.ru

(Продолжение следует)

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Нотин, Журнал Переправа №3-2012, Народ Божий
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Народ Божий и судьбы России"
Леонид

4 июня 2012 17:20

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Христос воскресе! Вы правы в основном, в том, что народ Божий должен сплотиться в идее борьбы со злом, которое воплощено сегодня в глобализаторской мамоне. Сегодня очень важен пример высших иерархов церкви как образец и благочестивого, и гражданского поведения. Чрезмерная роскошь и пышность не способствуют укреплению веры в людях, как Вы выразились, третьего и четвертого круга. А их сегодня большинство. Сегодня многие структуры и приходы РПЦ грешат излишней меркантильностью в ущерб духовному служению. Это у многих вызывает недоверие к словам произносимых проповедей, да и проповедей в слжбах не так и много. Необходимо всем православным верующим проповедовать опасность нынешней ситуации и не стесняться с амвона давать практические советы мирянам для борьбы со злом.
Имя:*
E-Mail:*