переправа



Россия виновата?..



Опубликовано: 7-03-2009, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


 

(Продолжение. Начало см. в №1, 2009)


Представляем новую рубрику журнала – «На злобу дня». Она посвящена оценке актуальных событий и явлений нашей жизни. Но какой оценке? И каких событий? Здесь уместно небольшое отступление.


…У всемирной истории человечества, как и у каждого отдельно взятого человека, просматривается две стороны, две неразделимые ипостаси. Одна – внешняя, парадная, суетная, линейно-статистическая, состоящая из цифр и дат, взлетов и падений, триумфальных маршей и траурных шествий. Другая сторона – внутренняя, прикровенная, образуемая недоступными для постороннего взгляда движениями духа. Друг с другом эти стороны соотносятся, как рябь на поверхности океана с самим океаном – недвижимым и могучим.


Первая история отражена в летописях и учебниках. Она наполнена хаотическими событиями, которым историки пытаются придать вид некоторой стройности, целесообразности и закономерности. Вследствие бесчисленных искажений и переделок, совершенных в интересах (и по приказу) длиннющей вереницы заносчивых вождей и полководцев, выглядит эта внешняя история довольно-таки сумбурно. Реальность в ней, несомненно, имеет место, но она так глубоко скрыта, так искусно зашифрована между строк, так далеко отстоит от форм, ее изображающих, что выявление истинного лица этой внешней истории требует незаурядного терпения и напряжения ума исследователя, сопоставления множества фактов и трактовок одного и того же события. Порой эта задача и вовсе кажется невыполнимой.


Вторая история – духовная, напротив, кинжально остра, правдива и лаконична. Но внешне почти не различима, ибо независимо от человеческого произвола пишется она на «жестком диске» индивидуальной души. Частные «записи» сливаются в единый поток духовного сознания, духовного «делания» человечества, образуя незримый фундамент внешней истории. Как бы ни старались участники исторического процесса задрапировать суть, а то и совсем стереть память о тех или иных событиях, невидимые отпечатки духа всегда хранят свидетельства содеянного. Никто и ничто не в состоянии каким-либо образом повлиять на ход этой непрерывной духовной записи или духовной летописи. Никакие внешние достоинства и обстоятельства, самооправдания или уловки «от ума» в расчет не идут – одни только реальные побуждения и «тайные дела человеков» (Рим. 12,15). Технология записи так строго устроена и так надежно укрыта Творцом от всех и всяческих попыток воздействия извне, что даже самые смелые эксперименты в области так называмого управления сознанием выглядят (и всегда останутся) лишь жалкими потугами, булавочными уколами, которые, впрочем … тоже фиксируются «самописцами душ», как и все прочее в нашей жизни.


О соотношении и взаимодействии этих двух сторон, двух потоков всемирной истории можно и нужно говорить особо. Но эти захватывающие сюжеты еще только ждут своих изыскателей. Для нас важно следующее. Как в человеке невозможно отделить, сепарировать мысль (дух) от плоти (тела), так и в едином организме, именуемом человечеством или цивилизацией, никому не дано искусственно отгородить внешнюю картину истории от ее внутренней основы. Дух творит себе формы, а не наоборот.


Современная политика не зря именуется «театром марионеток». Ее настоящие режиссеры (как и их реальные побуждения) никогда не видны широкой публике, сценаристы анонимны, лица актеров скрыты под масками. Таковы стандартные «правила игры», обязательные для каждого нового участника политического действа – ибо политика есть квинтэссенция и высшее проявление… не удивляйтесь! – злейших страстей человеческих, главный из которых гордыня.


Пример? Пожалуйста! Что такое демократические выборы, если заглянуть за кулисы, в самую их сердцевину? Представление, в процессе которого кандидат должен: а) как можно громче кричать «Я лучше всех!»; б) очернять и топить своих конкурентов; в) лгать и обещать неисполнимое; г) ловко скрывать свои истинные намерения; д) угождать сильным мира сего – и т.д. и т.п. Список длинный – грехов-то, как известно, куда больше, чем добродетелей.


Внешнюю историю, таким образом, вполне можно назвать историей политики или историей страстей: из века в век одни страсти накладываются на другие, за ними следуют третьи, четвертые, и так до бесконечности, до полной неузнаваемости изначальной сути событий. Искать в этих грязных отвалах зерна истины – довольно-таки неблагодарное занятие, посильное разве что одним лишь профессиональным старателям – историкам.


Впрочем, как мы установили, каждый «чих» во внешнем мире имеет свое основание (и отображение) в мире незримом. Отталкиваясь от этой посылки, можно попытаться несколько видоизменить и упростить задачу: попытаться задействовать второе, духовное зрение, и заглянуть-таки за ширму истории, в самые ее глубинные и потайные лаборатории – туда, где формируется реальная и первичная политика.


Правда, сделать это будет непросто – гораздо сложнее, чем перевернуть тонны архивных материалов. Для этого необходимо хотя бы отчасти преодолеть собственные страсти, насколько возможно – очистить душу, освободить духовное зрение от пут самомнения, корысти и страха. Острота духовного зрения прямо пропорциональна степени усердия человека в христианской жизни. Как писали Святые Отцы, это дар, посылаемый Богом в виде благодати Духа Святого, но дается он не автоматически, а лишь по мере избавления души и тела человека от скверны страстей. Когда апостол Павел отмечал, что мы видим мир «гадательно, как бы сквозь мутное стекло», он указывал именно на искаженность страстного восприятия и познания мира. Тут действует закон сродства: подобное познается подобным. Порабощенный страстями взгляд бессилен. Он не способен пронзить толщу дурных страстей, покрывающих историю, чтобы добраться до истины. Ему не дано постичь духовные глубины, ибо он бездуховен. Только свободное от эгоизма сознание может отделить правду от лжи, благородство от корысти, героизм от предательства. Тени не жалуют яркий свет, который их рассеивает, – оттого-то и театр теней, и политический театр, оба функционируют исключительно в полумраке. Так и истинная физиономия истории постигается не извне, не по фактам, добытым из «лживого и лукавого мира», а изнутри, непостижимым духовным чутьем на историческую правду. Только так срываются лохмотья лжи с изъязвленного тела внешней истории.


Все мы в той или иной мере порабощены страстями. Но православный христианин тем и отличен от невера, что он ОСОЗНАЕТ эту свою недостаточность, крайнее свое несовершенство пред Богом и призывает Его на помощь. Как люди грешные, мы не вправе претендовать и не претендуем на знание всей полноты истины. Вместе с тем, как люди грешные, но верующие мы уже отчасти можем надеяться разглядеть хотя бы общие контуры духовной подоплеки тех или иных фрагментов исторического процесса. В этом и состоит задача новой рубрики «На злобу дня». Сегодня поговорим в ней о России и Грузии.


С Богом, в путь!


* * *


Не Россия «покорила» Грузию, а все вышло совершенно наоборот. Она «покорила» нас, и мы, не взирая ни на что, по-прежнему любим ее всем сердцем и душой. Продолжая щемящий разговор о грузинском народе, не могу не вспомнить еще одного эпизода, который остался в моей тоскующей памяти «оккупанта». Если на платформе старенького железнодорожного вокзала Мцхета встать спиной к древней столице и посмотреть вверх, можно увидеть старинную часовню, куда часа три надо подниматься по чрезвычайно крутому склону, заросшему диким шиповником и кизиловыми деревьями. Все дело в перепадах. Компания молодых людей разных национальностей совершила трудное восхождение и заночевала на вершине. Ночью стал накрапывать дождь, и мы укрылись в часовне: пол устелили сеном разобранного стожка, покрыли палаткой. И рано утром, часов в шесть мы услышали голоса. Оказалось, что местные жители, старики и женщины, поднялись на гору, чтобы прибрать в часовне. Вмуровать случайно выпавший камень из древней кладки, зажечь свечи и помолиться всем вместе. Это было так трогательно, так неожиданно. Следует заметить, что даже в советские времена в грузинский православный храм можно было зайти в любое время дня и ночи. Горели свечи, у входа обязательно сидела пожилая женщина и вязала чулок. Рядом с ней дремала кошка. Женщина очень приветливо встречала посетителей, за мизерную цену продавала свечи. Свечи можно было вставлять в расщелины древних, закопченных стен. На вас смотрели фрески древнего письма, таинственные, пробуждающие христианские чувства.


В 1972 году я оказался в Пскове, в воздушно-десантной дивизии. Нам устроили «экскурсию», показывали окрестности. Мы проезжали мимо разрушенных церквей и часовен, которые, с болью вспоминаю это, были в ужасном состоянии. «Тлен и запустение» – очень приблизительная картина того, что мы видели. Как хотелось тогда дожить до времени, когда в России во всю мощь в будни и праздники, совершенно открыто, зазвонят колокола. Слава Богу, мы дожили до этих дней!


Я вспоминаю трогательных жителей Мцхета, по-доброму улыбавшихся нам и очень обрадованных нашим интересом к грузинской истории. Они даже не пожурили нас за то, что мы разобрали стожок сена. Это были простые люди, крестьяне (христиане) по своей исконной сути. Впрочем, в грузинском языке есть слово «глех», дословно (как ни странно!) – крестьянин. Но так случилось, что оно приобрело нарицательный смысл. Глех – это что-то чрезвычайно тупое и ограниченное. Вчерашний крестьянин, поселившийся в городе, по неизвестным причинам, вдруг, забывает все хорошее, что дала ему деревня, и впитывает в себя все плохое, что только можно обрести в городе. И это определение человека ограниченного, жадного, не способного впитать благотворное влияние культуры и деликатного обращения к ближнему, – придумали сами грузины. К сожалению, это «явление или поветрие» во многом и объясняет сегодняшнее состояние грузинского общества, вернее, тех людей, которые это «общество» ныне представляют. Тем более, что, я это утверждаю с полной ответственностью, лучшая часть грузин переселилась в Россию. Я бы мог назвать известных людей и на память перечислить многих, кто плодотворно трудится и живет на просторах нашей необъятной страны. Даже Нино Бурджанадзе вынуждена была после известных событий уйти из большой политики. Ей стыдно смотреть в глаза трех тысяч матерей, сыновья которых погибли в бессмысленной авантюре, развязанной нынешним руководством братской страны. А она была последовательной сторонницей Саакашвили.


Уверяю всех, настоящая Грузия – это совсем не то, что можно подумать о ней сегодня. И виноваты тут…


Поражает, прежде всего, беспринципность и безответственность тех, кто «ратует за ее благополучие». Безответственность перед собственным народом и, что не менее страшно, перед Господом Богом. Почерк всех этих безобразий очень знакомый: вспоминаются Сабра и Шатила, вспоминается бомбардировка Белграда, вспоминается.


Выросло целое поколение грузин, убежденных в том, что горячая вода из крана в квартире – сказка. Недавно один весьма благополучный молодой человек из Тбилиси – бизнесмен – горячо убеждал меня: если завтра в Тбилиси войдет российская армия, 99 процентов жителей встретят ее восторженно и с цветами. Не хочется, чтобы в Грузию входила российская армия, без веских на то причин.


* * *


Немного отвлечемся. В свое время у меня были большие проблемы с женой, которая очень любила выяснять отношения. Она была украинкой. Всякую назревающую ссору я пытался предотвратить шутками, но все было бесполезно. Конфликт прекращался лишь после того, как достигал апогея.


«Гой ты, гой ты, гой ты, гой ты,


Перестань жена трещать», – распевал я арию из известной оперы Гулаг-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и допевал за жену: «И не буду, и не буду, и не буду я молчать…»


Не выдержав долгие годы такой жизни, мы, наконец, расстались. Через некоторое время я оказался в Сухуми, где неожиданно встретил товарища, с которым нас связывало спортивное прошлое. Не давая опомниться, он потащил меня на дискотеку в Дом культуры глухонемых!..


– А как они танцуют, ведь…


– Не волнуйся, ритм и мелодию они чувствуют кожей…


Оказалось, что директор Дома культуры – родной дядя моего друга, он же директор ресторана там же, так что…


Мы оказались в просторном зале дискотеки. В открытые окна врывались запахи магнолий и других субтропических растений, играла чудесная итальянская музыка. И я увидел стоящую у стены стройную девушку. Вблизи она оказалась очень похожей на сказочную русалку в выцветшем ситцевом платье и стоптанных туфельках. У нее были светлые волосы до плеч и зеленые глаза.


Размахивая руками, я пригласил ее. Она согласилась. Не знаю, наверное, музыка так на меня подействовала или чудесная внешность моей партнерши, но я почувствовал то, что никогда до сих пор не чувствовал. Она была нежная и застенчивая, ее гибкая спина…


Я пригласил ее во второй раз и в третий, и пока танцевал, размечтался, как мальчишка. Я увезу ее в Москву, я предложу ей руку и сердце… И… она не будет выяснять отношения, поскольку…


Когда я пригласил ее в четвертый раз, катушка магнитофона закончилась, и ее надо было повернуть. И пока это происходило, к моей русалке подошел молодой человек. «Маша, – сказал он, – пойдем, потанцуем». «Не могу, – ответила она сквозь зубы,– какой-то глухонемой идиот привязался, никак не отстанет». Молодой человек смерил меня угрожающим взглядом. И в это время появился племянник директора Дома культуры глухонемых и позвал меня: «Все готово, идем…»


«Готово? Хорошо, идем, идем», – крикнул я громким голосом.


Мне было очень грустно, самое страшное в нашей жизни – это крушение надежд, необъяснимое и неоправданное. А как было бы славно…


Я вспоминал этот трагикомический эпизод сегодня, и мне в голову пришла странная мысль: Ладно, люди, пребывающие в заблуждении относительно предполагаемого собеседника, и тот и другой уверен, что объясниться с другим невозможно. Когда же дело касается государств, которые не могут найти общего языка, тут ситуация более трагическая. Впрочем, все, что касается Грузии, совсем иная песня. Тут все гораздо сложнее, хотя с точки зрения элементарной логики все так просто и объяснимо, и даже примитивно…


Прости меня, Господи, но деликатное отношение к грузинам со стороны России выявило в них очень неприятную черту: они усвоили психологию приживалок. «Россия должна, Россия виновата, а если нет?.. Америка поможет!»


Чем? Танками и ракетами, бесцеремонным вмешательством в политику, культуру, национальное самосознание? Задумайтесь, господа грузины! Америка всем и вся навязывает свое мировоззрение, свой образ жизни, свои устои. Впрочем, можно ли говорить об устоях в стране, которая, по сравнению с Грузией, Ираном или Ираком – младенец. Американцы еще детскими играми не натешились. В каждом их фильме они бегают с пистолетами, все вокруг взрывают, люди гибнут в большом количестве, и почему-то никого не жалко. Им бы у Грузии перенимать устои, ан нет. Грузины сладострастно копируют американский образ жизни, едят хот-доги вместо хачапури, пьют кока-колу вместо вод Лагидзе, а их «доблестная армия» марширует под афроамериканский речитатив, именуемый, не помню как…


Хочется посоветовать так называемым нынешним друзьям «демократической Грузии»: те деньги, которые расходуются на вооружение древней Иверии, неплохо бы использовать на социальные нужды населения, которое живет ниже всякой черты бедности. И это – действительно так!


* * *


Тбилиси! Каждое время года здесь пахнет иначе. Для меня сегодня город пахнет бурями и снегопадами высоко в горах, сыростью и застоявшимися запахами бензина. Очень несвойственными запахами. Хочется скорее добраться до дома, задернуть все шторы и включить мягкий свет. И слушать музыку…


У меня такое чувство, что всякий здравомыслящий грузин сейчас испытывает то же, что и мы в России в начале 90-х годов. В этом чувстве прослеживается униженное состояние безысходности.


Вспоминается пожилой грузин, печально рассказывающий о том, что в Тбилиси закрываются школы, что его внук, глазастый мальчишка, обречен «торговать» на базаре. Высшее учебное заведение для него недоступно, поскольку дед не получает зарплату Госдепартамента США.


В свое время проводились весьма необычные закрытые исследования семей, в истории которых наблюдались смешанные браки. Проводились они в двух городах: Одессе и Тбилиси. Население этих городов многонациональное, и в одном и другом встречаются люди, в жилах которых течет кровь в самых неожиданных сочетаниях. Не учитывались браки между близкими национальностями: украинцами, например, и русскими, поляками и белорусами. Славянские корни играли свою роль. Кстати, литовцы, русские и скандинавы по корням – это одно и то же. Но исследования браков между представителями далеких друг от друга национальностей дали ошеломляющие результаты. От браков двух разных индивидов рождались замечательные дети, здоровые, талантливые и красивые. После трех сочетаний дети были с высоким интеллектуальным потенциалом, после четырех рождались дети с посредственными показателями, а после более четырех – резко возрастал процент детей, страдающих различными заболеваниями и, чаще всего, психическими. Нежизнеспособность, истонченная нервная организация, ранимость, болезненная восприимчивость к малейшим колебаниям в духовной и психической атмосфере – вот что получалось из всего этого. Конечно, опираясь на эти исследования, можно утверждать расистскую идеологию, но можно прийти и к другому выводу. Когда Бог создавал разных людей, Он, наверное, имел в виду что-то чрезвычайно важное и незыблемое. По образному замечанию В. Солоухина, каждый народ – это прекрасный цветок, составляющий неповторимый букет в сочетании с другими народами. Полевая ромашка не менее прекрасна, чем искусственно выращенный декоративный цветок. Это аксиома. Причем, заметим, каждый цветок хорошо растет лишь на своей почве, и этого тоже не надо забывать, как нельзя забывать и того, что ни один из них не имеет никакого права вытеснять другого с родной почвы. Впрочем, есть растения – сорняки и паразиты, а есть и просто вредители. Неужели Грузия хочет стать таким цветком? Вопросы, вопросы, вопросы…


Так что… Америка, население которой составляют пришельцы из разных концов планеты, как это ни печально, в конечном итоге обречена. На одном континенте собралось слишком много народа из разных концов земного шара, смешанные браки неизбежны… Кстати, Римская империя, как мне кажется, погибла отчасти по той же причине. Кроме того, там слишком злоупотребляли свинцовой посудой, а свинец – яд. В прямом и переносном смысле. Калигула притащил своего коня в Сенат, Нерон поджег Рим. Безумства, безумства… В политике Соединенных Штатов их тоже немало!


* * *


В Тбилиси у нас была соседка – осетинка Ксено (Ксюша) Тедеева. Интеллигентная женщина, очень близкая подруга нашей замечательной Нани Брегвадзе. Известная певица приходила к ней с сестрой и дочерью, все вместе они пили чай с пирожными, которые пекла моя мама, тоже забегавшая «на посиделки». Они пили чай, а потом начиналось удивительное: и Нани, и ее сестра, и дочь по отдельности и вместе пели старинные русские романсы и грузинские песни. Это говорит о многом. Надо сказать, что сестра певицы пела ничуть не хуже и вполне могла выступать на сцене, но дело все было в том, что она ужасно ее боялась. Дочка, кстати, тоже демонстрировала замечательные способности. Грузины, осетины, моя русская мама и наши русские романсы, близкие и нам, и нашим соседям – в сочетании все это рисует в моем воображении самые прекрасные образы и самое замечательное, что можно представить во взаимоотношениях между людьми. С грустью хочу констатировать, что и Нани Брегвадзе не удержалась от резких высказываний в адрес России. Она погорячилась, не разобралась, или же, что вовсе ужасно, ее заставили…


Очень достойно отреагировала на кавказскую трагедию Тамрико Гвердцители. «Я, как мать, скорблю о погибших и с той, и с другой стороны. Это ужасно», – заявила она. Я помню Тамару еще девочкой, ее отец и моя мать работали на современнейшем предприятии, снабжавшем космическую отрасль очень важным оборудованием. Где это предприятие? Его разворовали, а грузины, и это очень хорошо известно, так и не полетели в космос…


Истерично, вызывающе и очень неумно отреагировал Вахтанг Кикабидзе, в знак протеста уехал отмечать день своего рождения в… Прибалтику. А почему не в Тбилиси? Иосиф Давыдович Кобзон, мне передавали, обозвал его предателем. Может быть...


Другая наша соседка называла себя «нахевари хохлушка» (половинка украинки). История грустная, характерная и несколько банальная. Грузинский юноша еще до войны служил в армии, на Украине. Влюбился, жениться не успел, началась война, и юноша погиб. Родился ребенок. Родители юноши после войны разыскали внучку, вместе с украинской мамой забрали в грузинскую деревню. В послевоенные годы на Украине было трудно растить детей. Девочка выросла, очень плохо говорила по-русски. Когда ей было «за сорок», к ней пришли два мальчика и объявили, что и им, и их папе она очень нравится. Но папа такой стеснительный, что боится сделать ей предложение. Мама у них умерла. «Нахевари хохлушка» стала счастливой супругой и матерью двух замечательных мальчиков.


Каждая нация – неповторимый цветок, творение Божие…


* * *


По своему стилю, манере поведения Буба Кикабидзе напоминает мне моего соседа, в прежние годы, которого все называли не иначе, как Гиви де Мопассан. Это был человек, носивший облегающие брючки-дудочки, белую сорочку, рукава которой он закатывал под самые подмышки. На нем были белые носки и узконосые туфли-«макасины». Походка у него была подчеркнуто разболтанной и небрежной, и он все время насвистывал Лилибулерро или Бесаме Мучо, в зависимости от настроения. Невзирая на разницу в возрасте, он встречал меня и тут же начинал доверительно посвящать в свои «любовные подвиги». Понимаешь, говорил он, я облокотился на прилавок и смотрю на нее. Вижу, дэвушка «поплыла», глаза поднять не может, вся покраснела…


Я из любопытства решил посмотреть на «жертву» неутомимого ловеласа. Она работала уборщицей в овощном отделе нашего гастронома. Очень грузная, пожилая, краснела от того, что ей приходилось, убирая, двигать мешки с луком и картошкой.


Немного позднее еще одна наша соседка, учительница младших классов в ближайшей школе, с ужасом рассказывала: в первый класс пришел сын Гиви Мопассана – Гия. Молодая учительница стала расспрашивать детей о родителях, как зовут, чем занимаются. Когда же дошла очередь до Гии, он с гордостью заявил, что у него папа – профессиональный картежник. Это на самом деле было так. Он то выигрывал, то проигрывался в пух и прах. Что же касается мамы, то Гия и тут удивил окружающих, заявив о том, что мама работает на табачной фабрике. «И чем она занимается?» – спросила соседка-учительница. «Как чем? – отпарировал гордый мальчик и скорчил презрительную мину. – Сигареты ворует!»


У мамы Гии действительно можно было приобрести сигареты «россыпью», за весьма умеренную цену. Например, сто штук. Никто не удивлялся тому, что на табачную фабрику ежедневно завозили пять грузовых автомашин сена. Никто и не осуждал маму, все, чем она занималась, считалось в порядке вещей. Умеет жить! Это так называлась. Воровство и коррупция, между прочим, начинается с мелочей. В Грузии все это наблюдалось давно, и, похоже, зараза распространилась достаточно далеко, конечно, не одни грузины в этом виноваты. Вспомним хотя бы знаменитое «хлопковое дело» в другой братской республике.


* * *


Грузинское нынешнее руководство ориентируется на Соединенные Штаты, и ориентируется с такой страстью, с таким лакейским упорством, что приходится удивляться. При этом искажается все, при трезвом размышлении видишь примитивную политику, построенную на полном незнании политкорректности и политических правил вообще.


Недавно мы получили известие из Тбилиси о том, что проживающая там знакомая, 84-летняя женщина, оставшаяся без сына, дочери и мужа, боится выйти на рынок, чтобы купить продукты. Чуть ли не гримируется «под грузинку», и все потому, что боится. Озлобление против русских необъяснимое. Не имеются в виду обыкновенные люди, но хулиганствующая, оболваненная молодежь… Ее трагический рассказ нет возможности приводить здесь, но самое парадоксальное то, что фамилия ее – Ощенко. А человек, который носит фамилию Ющенко, способствует незаконному вооружению агрессивной грузинской армии. Этим же весьма активно занимается и Америка. Поистине, нравственность и политика – понятия диаметрально противоположные.


Дружба с американским народом не может вызывать возражения, в дружбе Украины и Грузии тоже нет ничего предосудительного, однако… Я не могу не вспомнить мудрого человека, великолепного писателя Нодара Думбадзе. Мне чрезвычайно повезло, я был знаком с ним. В детстве цыганка гадала ему по руке. «Большой мальчик, – сказала она, – вырастешь, в Америку поедешь…»


В 1978 году он посетил Америку в составе делегации советских писателей. Их встречали Джон Апдайк, Курт Воннегут, Генри Миллер, Эдвард Олби, Джойс Кэррол Оутс и другие. И представьте, никто из сегодняшних грузин, а я спрашивал у многих, совершенно не знает этих писателей. И самое печальное, что они не помнят и самого Нодара Владимировича Думбадзе. А между тем…


(Продолжение следует)


Владимир ПЕСТЕРЕВ

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №2-2009, Пестерев
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Россия виновата?.."
Имя:*
E-Mail:*