переправа



Скептик



Опубликовано: 2-09-2007, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Скептик

 

Я – Майкл Смирнофф, американец русского происхождения, православный, живу в Чикаго. Родился уже в Америке, в семье эмигрантов, уроженцев Витебска. В свое время окончил богословские курсы св. Патрика при N-ском университете. Став миссионером, обрел много знакомых. В основном это люди верующие. Но встречаются среди них и те, кто во всем сомневаются. И это вполне естественно.


Духовный выбор – вещь ответственная, и ошибки здесь делать не хочется. Живем-то один раз. Можно ведь и помереть так, в самообмане. А потом неизвестно куда пойти за крышкой гроба. Но искренний и вдумчивый человек, в конце концов, делает правильный духовный выбор.


Однако есть сомневающиеся, которые с какой-то сладостью варятся в своих сомнениях, как в собственном соку. Это их обычное состояние – и выходить оттуда они ни за что не хотят. Ведь тогда надо будет принимать какое-то ответственное решение и занимать активную религиозную позицию. И даже, как Данко, сердце свое ради людей из груди вырвать. А скептики к этому не готовы и поэтому предпочитают критиканство. Кстати, в Америке носители скепсиса точно такие же, как и в России. Имея беспокойный и тонкий ум, они пребывают в состоянии постоянного духовного разлада и религиозной бездеятельности. Симпатизируя поначалу христианству, они, в конечном итоге, постепенно все отвергают, и прежде всего, христианскую догматику – то есть истины православного вероучения, выраженные в четких и неизменных богословских формулировках.


Один из таких скептиков, помню, мне особенно досаждал. Другого слова даже и найти не смогу. Но я его все равно старался любить. Звали его Джозеф О'Нил, ему было за пятьдесят.


В семидесятых он вместе с родителями эмигрировал из России, женился в Штатах на ирландке и взял ее фамилию. Находясь с ним рядом, я все время ожидал какого-то дискуссионного подвоха, очередного антидогматического выпада. Вообще он был неплохой человек, заботился о своих престарелых родителях, иногда подавал нищим. Более того, ходил в храм, исповедовался и даже причащался. Правда, с молитвой и постом дело у него обстояло из рук вон плохо. Джозеф не любил ни того, ни другого. Да и с покаянием было как-то холодно. Зато он много читал и через разные философские и религиоведческие книги хотел дойти до некоей универсальной точки опоры. До ясного и полного разумения Истины. Все это привело к тому, что сознание Джозефа так и не пришло к евангельскому Христу, сосредоточившись на своем собственном стихийном интеллектуальном опыте.


В отличие от Джозефа-книголюба, я прочитал гораздо меньше литературы, с какого-то времени сознательно ограничиваясь апологетикой христианства. Почему? Да просто в нашем страшном мире, когда ни один из нас не знает, будет он завтра жив или нет, хотелось успеть напитать душу светом и верой в высшее добро, связанное со Христом. Его потрясающе высокая и совершенная личность покорила меня однажды раз и навсегда. И я жаждал прямого пути, без лишних и страстных человеческих измышлений, которые всегда уводят в сторону. Не хотелось, в силу надвигавшегося апокалиптического глобалистского времени, уже никаких лишних «отчего» да «почему», бесконечных и бесплодных духовных поисков в запутанных дебрях философии и языческой теологии. Требовалась духовная определенность и твердость – в соответствии с моим давним убеждением, что в период решительных испытаний ломаются, прежде всего, люди, не имеющие крепкого духовного стержня.


И я уповал только на Его любовь и милосердие. И в сердце моем всегда звучали прекрасные слова апостола Павла, обращенные к коринфянам: «...ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор., 2, 2).


Однако Джозеф лишь посмеивался надо мной и привычно обличал в «невежестве». Кроме того, он упорно настаивал на том, что нужно знать всю «правду» об учении Церкви, потому что его-де сформировали люди. А они, мол, «руководствовались не Истиной, а своими личными и корпоративными интересами власти ради». Вот и все. В присутствии Джозефа мне трудно было разлепить уста и сказать ему что-либо о Священном Писании и Святых Отцах. Для него любой немецкий философ был в сто раз значимее всего учения Церкви. И в ответ могла последовать очередная бойкая реплика.


– Брат Майкл! А воскресал ли Христос?


– Конечно, Джозеф! Об этом в каждом из четырех Евангелий сказано. Разве вы не читали?


– Читал, как же не читать! Ну, а вы сами-то в это верите? Только по-честному?


– Верю.


– А вот у знаменитого немецкого теолога Кайзера фон Пшика в монографии «Лжеименная вера», изданной в 1937 году, как дважды два доказывается, что это не Он на Кресте умер, а какой-то другой человек! И что сам Он ушел в Индию, и от Него происходит род махатм, в том числе и Ганди. Неужели вы, с вашими званиями, об этой версии ничегошеньки не слыхали?


– Так полагали эзотерики вроде Рерихов и Блаватской. Нет никаких оснований верить этим фантазиям. Полнейший субъективизм!


– Значит, только Евангелие – не фантазия, а все остальное – выдумка и чушь? Ну, ладно, Майкл! Вы мне делаетесь скучны! Да, вот еще что: скажите, а сам Бог-то – есть?


– Вопрос о бытии Божием задавали друг другу лучшие умы человечества, помудрее нас с вами! Но никто из них так и не смог прийти к общему знаменателю, потому что вера принципиально недоказуема рациональным способом! Если бы ее можно было логически и эмпирически обосновать, то это была бы уже не вера, а знание, не так ли? А потом, как сказал авва Исайя Нитрийский: «Любовь к пытанию Писания рождает споры и вражды; плачь же о грехах своих приносит мир... Кто предает сердце свое пытанию – почему Писание сказало так и так, прежде чем... высвободит себя из страстей, тот имеет сердце пытливое и пленение крайнее». Поэтому человеку любопытному и многоумному вначале нужно повергнуть себя перед лицом Бога через покаяние! Прежде, как говорится, очисти хоть чуть-чуть свои авгиевы конюшни, а потом уже толкуй о высоком! Ведь к боговедению нужно духовно готовиться, а не рубить шашкой с плеча!.. А без молитвы и поста, без любви и смирения нет богословия!..


– Ах-ах, понятно! Значит, ничего читать не надо и всякое знание – ложь?!


– Не утрируйте! Но в каком-то смысле многие знания, вне веры, действительно умножают печаль, это общеизвестный факт. Чем больше человек проникает в глубь вещей, тем еще большие глубины ему открываются, и он в отчаянии хватается за голову, ощущая себя маленьким и беспомощным в этом мире! Ну а вы, если хотите полноты знаний о мире духовном, подождите уж совсем немного – скоро отойдем в мир иной, и там всякие вопросы снимутся – и мы все увидим собственными глазами! А пока довольствуйтесь тем Откровением, которое Бог сообщил о Себе людям через Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Сделайте милость! Не так уж этого и мало, правда ведь? А вас от божественного авторитета все к человеческим пшикам тянет! Простите…


– Вижу, дражайший брат Майкл, что не люб вам барон фон Пшик, ох, как не люб! Ну так все-таки как – есть Бог или нет?


– Есть!


– А можете это обосновать? Или вы, так сказать, все только нутром чуете?


– И им тоже.


– А вот другие нутром чуют что-то совсем иное. Так кто же прав? Объясните!

– Вас удовлетворят цитаты из Православного катехизиса митрополита Филарета и известные доказательства бытия Божия?


– Никоим образом! Думайте самостоятельно! Или эрудиции не хватает? Жаль-жаль! А вы «Криминальную историю христианства» Карлхайнца Дешнера почитайте! Оно не помешает, поверьте...


– Уже на первых страницах «Криминальной истории» – утробная ненависть к христианству! Она написана предвзятым атеистом, противником Бога, и начинается с гнусной цитаты Ницше, на котором взрос фашизм! Какая там может быть правда?


– Ну, смотрите, смотрите! Не боитесь среди вдумчивых людей прослыть безграмотным?


– Знаете что, хватит насчет «вдумчивых»! Сами побойтесь Бога! Вы сделали из суммы относительных мирских знаний горделивую ницшеанскую самоцель и перед бездушным кумиром науки лоб-то свой почище верующих расшибаете! Извините за резкость! Святость не образованностью достигается, а покаянием, постом, простотой сердечной, молитвой да любовью! Когда я читал Святых Отцов, то всем сердцем чувствовал надмирную любовь, которая дышала со страниц их творений! Она успокаивала меня, сообщала надежду, давала силу на борьбу с грехом. Благодаря Отцам я утверждался в вере и сопротивлялся отчаянию. Их книги открывали мне Живого Бога. А критики и фразеры, философы и светские религиоведы приносили мне в душу только мучительный разлад, лишали внутренних сил, сеяли пагубные сомнения и уводили мысли в сторону от видения собственных грехов и покаяния...


– Да бросьте вы, бросьте юродствовать-то!


– Жаль, что вы так ничего и не поняли. Ну да ладно. А кстати, если б вы жили в начале XX века, то, наверное, про царскую семью Романовых вместе с большевиками тоже пасквили бы писали?


– А вы, значит, поклонник Николая Второго? Ах, как здорово! А я считаю его безвольным человеком, а никаким не святым, понятно?


– Однако прославление-то, слава Богу, произошло!


– Под напором оголтелых русских, брат Майкл! А на деле ваш Николай отрекся от престола и тем самым лишил сам себя миропомазанной благодати! Так что никакой он даже и не император! А из-за его отречения сколько миллионов людей-то в России потом угрохали! И это – его, его грех!!!


– Он отрекся вынужденно и только тогда, когда повсюду произошло сплошное предательство! Это почти весь народ практически отошел от него! Подданные! Даже белые в основном противились реставрации монархии! Из-за этого и потерпели страшное поражение от большевиков!..


– Ну и что? Помолился бы Богу – и с верой, как говорится, стал бы горы переставлять!


– Это бездушная демагогия, Джозеф! Есть такая восточная поговорка – «чужое горе, что пуля в дереве»! Она, простите, прямо к вам относится! Николай Романов – страстотерпец и святой! Чистой, высокой души царь, каких за всю историю человечества было немного! Он пошел прямо по пути Христа и был убит вместе с супругой и детьми! Жертвенная кончина за Царя Небесного и умиравшую Православную Россию! Почему так огрубело сердце ваше? Вам надо быть сострадательней к мученикам прошлого и не позориться жестокосердием! Нас этому учит сам Господь!


– Ах, вот вы как заговорили! По-ученому, так сказать? Чудненько! Ну, так есть Бог или нет?


– Есть!


– Чем докажете?


– Нравственным законом в сердце человека и звездным небом над головой!


– Вижу, знакомы чуток с Кантом! Ну да ладно! А Христос – Он Богочеловек или человекобог?


– Богочеловек!


– Нуте-с, нуте-с! Еще что-нибудь скажете?


– Господь в Священном Писании говорит о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин., 10, 30). И Апостолу Фоме возвещает: «Видевший Меня видел Отца» (Ин., 14, 9). А в другом месте добавляет, что Он, Христос, – «от начала Сущий» (Ин., 8, 25).


– А почему же тогда вплоть до четвертого века Богочеловечество Христа не было догматически утверждено? Эту догму закрепили только на Первом Вселенском Соборе, и то под большим нажимом, а до того все четыре века подряд было, в сущности, одно арианство, которое считало Христа производным от Отца демиургом, но никаким не Богом!  Ясно-понятно? И император Константин, которого так чтит вся Вселенская Церковь, всю жизнь был арианин и умер арианином! Внешне только согласился с отцами Собора!


– Откуда вы знаете глубины его души? И почему – «внешне»? Вы что, со свечкой рядом стояли, исповедь у него принимали? Нельзя говорить грубо о вещах духовных и тонких! И вообще, какая дерзость – прекословить учению Церкви по самым Ее основам! А потом – чего вам дались ариане, которые, дорвавшись до власти, всех чтущих Божество Христа безжалостно истребляли?! Хорошенькое доказательство своей «правоты» – пускать кровь оппонентам! И в-третьих, я привел слова Христа. Чего большего вам надо?! А разработанный догмат о Боге Сыне появился в Церкви именно тогда, когда в нем появилась особая нужда в связи с возникновением ереси арианства. А она, кстати, существовала никакие не четыре века, а гораздо меньше по времени! Зачем вы все передергиваете?!


– Хорошо, здесь вы отчасти правы, оставим это! А знакомы ли вы с трудами Шлейермахера или Юма?


– Читал кое-что в университете.


– У немцев – ясные головы, Майкл, не нужно ими брезговать! Но это просто так – совет на будущее!


– Тогда возьмите и мой совет: не теряйте даром времени! Вы взрослый человек, Джозеф!


– О-о, как это вы точно подметили, Майкл! Как же это вы только догадались такую светоносную мысль изречь?


– Не смейтесь! Легче разрушать, чем строить, отрицать, чем утверждать! Вам уже немало лет, и старость ваша приблизилась и стоит, тяжело дыша, за вашей дверью вместе с немощью и тридцатью тремя болезнями. Наступило время покаяния, пора делать выводы, подводить черту под жизнью, успеть создать в душе и вокруг себя хоть что-то позитивное, вдохнуть в мир любовь! А вы совсем духовно разбиты! Никого не любите, преисполнены ядовитого сарказма, спорите, как фанатичный студиозус-вольнодумец, как лубочный вольтерьянец, отрицая и святых, и Таинства, и, как я понимаю, даже Бога Троицу!!! Да вы же со зловещим Лениным в одной упряжке трусите рысцой! И не только с ним – а и со всеми глобалистами, цареубийцами и гнусными большевиками! Одно сплошное пакостное сомнение и сарказм, граничащие с ненавистью! По поводу самого святого, что есть в этом мире, – Христа-Бога! Чуть что не по вам, взвиваетесь на дыбы! Обиды смертельные, дикие! Все вам, видите ли, неграмотные да нетонкие! А при этом сами подчас грубите людям хуже биндюжника! И «грамотность» ваша чисто прикладная, по вашему советскому техническому образованию! А с ним, между прочим, далеко не в каждом калашном ряду нужно светиться! Особенно в богословии! Бог познается не остротой ума, а чистотой сердца! Вот и подумайте после всего этого – а вы-то сами кому такой нужны?.. Немирный, язвительный, до предела гордый и никого не согревший христианской любовью?


– Ох, и много же вы обо мне знаете, господин Душевед! От собственной большой любви, наверное, просветились и всех людей теперь насквозь прозреваете?!


– Не отвечаете вы на вопрос, а опять ерничаете? Зачем?! Лучше послушайте, как замечательно писал о гордых умом Тертуллиан: «Наше научение начинается в притворе Соломоновом (Деян., 5, 12), который учит: «В простоте сердца ищите Господа» (Прем., 1, 1)». Так что не нужно перепевать темные и, по сути, слепые приемы древних эзотериков-гностиков на «современный» лад! Как у них была безжизненная философская путаница, так и осталась! Смелость при начале рассуждений и полный субъективизм и беспомощность в бездоказательных выводах! Вот скоро и вы будете совсем как какой-нибудь еретик Маркион, отвергавший Рождество Христово и истинность Его плоти, а стало быть, и истинность страданий – со всеми последующими заключениями о мнимости Распятия, Воскресения и так далее! Тот же Тертуллиан пишет об этом горделивом гностике, поклоннике «знания»: «Рождение Христово ясно возвещается Гавриилом, но что Маркиону до ангела Создателя? И зачатие происходит во чреве Девы, – но что ему до Исайи, пророка Творца?.. Долой, говорил он, вечно тягостные цезаревы переписи, тесные постоялые дворы, грязные пеленки и жесткие ясли! Пусть не утруждает себя сонм ангельский, почитающий Господина своего ночью. Пастухи пусть лучше стерегут свой скот. И волхвы пусть не утруждают себя дальней дорогой: я отдаю им их золото... И младенца не нужно обрезать, чтобы не причинять боли; не нужно приносить его в храм, дабы не обременять родителей расходами на это. Не нужно отдавать его на руки Симеону, дабы не печалить старца, которому назначено было затем умереть. Пусть молчит и упомянутая старуха, чтобы не сглазить младенца!» (Тертуллиан. Избр. соч. «О плоти Христа». М., изд. группа «Прогресс», 1994, с. 161-162).


Запомните – без веры вся ваша читанная по верхам немецкая протестантская теология развеется, яко прах от лица земли! Потому что вся она – безнадежно примитивна и выстроена по кондовым логическим схемам конца XIX века! Нужно совсем лишиться разума, чтобы, как говорил Михаил Ломоносов, в богословие с циркулем лезть! А вы мне еще недавно в пример не кого-нибудь, а самого основателя протестантизма Лютера приводили! Вот, мол, был истовым монахом, молился, постился, а просветления так и не наступило! И Бога, бедный, не увидел! И поэтому, по вашим выкладкам, монашество становится ненужным в деле спасения! А как же, мол, иначе?! Лютеру же оно не помогло! А он, дескать, искренний был, и поклоны несчетные бил, и по правилу жил, и семь потов с него сходило! А зачем он это делал? Истины ради? Нет, по движению сердечной страсти! Он дерзко хотел получить быстрые результаты, сердечную теплоту, прозрения и видения! Хотел с Богом беседовать! Какое горделивое, превратное состояние ума! Да там не было ни грана покаяния! А если нет этого спасительного чувства, то всуе старается человек, хотя бы и до кровавого пота! Только через покаяние нам открывается Бог. А если этого чувства нет, то нам Спаситель не нужен, поскольку нас, значит, «не от чего спасать»! Вот почему надмевающийся гордый Лютер привел своих последователей не ко Христу, а в кровавую бойню Реформации и крестьянских революций! Власти ради!


– А священникам разве не это нужно?!


– Ох, ну никак вы не можете свой язык обуздать! Верующим, будь они священниками или мирянами, не видения, не власть, не внешние свободы нужны, а сокрушение сердечное! Только через него мы приблизимся к Богу, потому что Он «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., 4,6)! А какая в Лютере была благодать? Почитал год-другой монашеское правило – и все, скинул рясу, женился – и не на ком-нибудь, а на монахине! Спровоцировал новый раскол, от которого содрогнулась вся Европа! Да это же Ульянов в сутане! А все почему? А потому, что цель-то, цель у него была изначально неверная – достичь экстаза, сверхчеловеческих сил, духовного могущества за предельно короткий срок, по-американски (да простит меня великая Америка!). Типичное язычество! Никакого смирения перед Богом! Знание законов духовной жизни – по нулям! – и прежде всего того элементарного факта, что приходим мы к Богу только через покаяние, и этот покаянный приход длится подчас всю нашу земную жизнь. А Лютер восхотел все получить сразу – все дары, все способности, всю силу апостольскую! А все потому, что он, справедливо не приемля католический культ папства, так и не удосужился заглянуть в сокровищницу Восточной православной церкви, не напитался мудростью Святых Отцов! Для него они были темный лес, чуждая, незнакомая традиция! И – пошел изобретать в теологии велосипед! А в результате получился духовный гибрид с квадратными колесами!..


– Брат Майкл, да вы не нервничайте! Лютер, в отличие от всех вас, был мужик что надо! Захотел – расстригся, захотел – женился, захотел – самому Папе по «репе» настучал! Вот это я понимаю! Свобода, независимость, полноценная жизнь! А в современной Православной церкви – что американской, что русской – нет ни жизни, ни благодати – вот так!


– Боже мой! Что с вами стряслось? Откуда такая духовная слепота и лютеранская жестокость к Матери-Церкви?! Да это и не спор вовсе, а брань – разве что пока еще без мата и кулаков! Никаких аргументов, одна только ненависть! Хотите последний совет? Не проводите дни зря, не посвящайте их остаток борьбе со Святой Церковью и Богом! Скоро, очень скоро перед вами откроются врата вечности! С чем вы туда придете – изможденный, без любви в сердце, с темными сомнениями, вселенской иронией и, в конечном счете, с тривиальным неверием? И вместо того, чтобы избежать столь страшной участи, вы, как заскорузлый марксист, все время из последних сил норовите лягнуть копытом скепсиса богооткровенное учение Православной церкви! Не признаете ни Христа, ни ада, ни рая, ни святых! Вам что, удобнее бездоказательно думать, что вы канете в небытие? И – точка?! И – вперед, за эпикурейскими наслаждениями?! К вину, будоражащему безобразную старческую похоть, к перманентному сарказму и затхлому шамкающему острословию? Ешь, пей, веселись, человек, предавайся страстям, ибо завтра умрешь?! Но зачем тогда вам книги, которыми вы буквально обложились?! Бросьте их, будьте честным до конца! При таком-то эпикурейском раскладе! Но надолго ли хватит вам, Джозеф О'Нил, этого зловещего веселья?!


– Не учите меня жить, брат Майкл! Лучше боритесь с собственным невежеством! Прощайте!!! И не пугайте меня смертью, слышите, не пугайте! Я еще всех вас, «благодатных», переживу!


– Джозеф! Да живите себе на здоровье! Но мне Вас искренне жаль! Поверьте, я говорю это от чистого сердца!


– Ой-ой-ой! Скажите-ка лучше мне напоследок, чистосердечный и многожалостливый брат Майкл, а Вознесение имело место? Такое ощущенье возникает, что этот момент в Евангелии дописан кем-то впопыхах и крайне скомканно!!!


– Вы опять оспариваете богодухновенность Писания?! Да что ж у вас прямо чесоточный зуд какой-то? Две с половиной суетных книжки прочитали – и уже готовы все на свете крушить! Вот так бы с ересями боролись! Догмат Вознесения – один из центральных в вероучении Церкви! Мы верим в него так же, как верим в Воскресение! Ибо так говорит Святое Евангелие, которому все православные верующие безусловно доверяют! А так, конечно, ни вы, ни я Вознесения не видели! Но ведь речь-то идет о Боге! А для Него – все возможно, в том числе и исход по воздушному пространству. Это же детская аксиома! А так – мало ли чего еще мы с вами не видели и чего не знаем? Нужно все-таки быть скромнее! Сходите на какой-нибудь приход да покайтесь! Глядишь, и к спасению души приблизитесь!


– Брат Майкл, а сегодня лучше в душе каяться! И спасаться индивидуально! Общинный путь – пройденный этап! Нам нужно кардинальное личное обновление! Пришла пора рушить отжившие стереотипы и догмы, поросшие мхом! Зеленый свет либеральным переменам!


– Какого, интересно, обновления вы хотите? Запустить в алтари геев и трансвеститов? Упразднить иконостасы и сократить службы до пятнадцати минут? Размыть понятие греховности? Устроить всеобщее братание с язычниками? Учиться у них поклоняться мамоне? Плюнуть на церковную догматику?! На все средства спасения, выработанные потом и кровью сонма святых в течение тысячелетий?! Не причащаться, не поститься, не исповедоваться и не молиться?! И вместо Христа избрать в кумиры Евро и Глобализм, вера в который полностью упразднит догматы Бога Сына, Воплощения, Воскресения, Вознесения и нашего восстания из мертвых?!!


Или же вы хотите внутреннего обновления, духовного? Ну, так и начинайте с себя! Нечего ставить другим диагнозы! «Врачу, исцелися сам!» (Лк., 4, 23). Вы не желаете быть приходским и пасомым? Тогда отращивайте себе крылья поста и молитвы – и летите на них в град небесный! Уподобьтесь древним христианам по духу, всегда радовавшимся и исполненным любви и надежды! Подайте пример! Станьте живой иконой Христа! Пока же от вас исходит только желчь! И еще – обновляясь, никого не осуждайте и не презирайте, но жалейте и сострадайте! Иначе вместо любви вы неминуемо впадете в черную ненависть и получите еще здесь, на земле, язву величиной с кулак, а в вечности – зеленую тоску богоотдаленности!


– А вы, братец Майкл, будете в раю радоваться и ножками с облачка болтать, глядючи, как мы, грешники, внизу мучаемся?! Вот какая у вас, нынешних христиан, любовь! А я скажу вам так – пока в аду будет хоть один грешник, раю как таковому – не бывать! Пока все не спасутся, врата райские и не отверзнутся!


– Да хватит же издеваться, Джозеф! Настоятельно вас прошу! Ехидство еще никого не красило! Читайте святителя Иоанна Златоуста! Он, по своему человеческому предположению, определил ад как место, уготованное нераскаянным грешникам для их же собственного блага. И пребывание их там, в темной вечности ада, может стать конечным. Это – частное предположение великого святого. Иными словами, они могут выйти из вечности. А она – сама по себе – продолжится. Аналогия – рождение человека. Из небытия он входит в бытие. Так и грешник. По милости Божией и по молитвам Церкви с ним может произойти благое изменение даже после смерти. Иначе Церковь не устанавливала бы чин поминальных молитв. Почитайте-почитайте! Оно все полезней, чем с темным сладострастием мусолить атеистическую литературу! Она ведь вам прочит только абсолютное небытие! И старайтесь искренне бороться со своим греховным скарбом! Ведь в вечности каждый даст ответ, прежде всего, за себя!


Поэтому никуда вам, Джозеф, от христианства не деться! И слава за это Богу Авраама, Исаака и Иакова! Слава Богу Сыну – Господу нашему Иисусу Христу – и Богу Святому Духу, просвещающему наши ожесточившиеся сердца!


Михаил ХОДАНОВ

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №5-2007, Протоиерей Михаил Ходанов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Скептик"
Имя:*
E-Mail:*