переправа



"Не препятствуйте им приходить ко мне"



Опубликовано: 12-07-2013, 11:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


"Не препятствуйте им приходить ко мне"

 

Движение «Переправа» ставит перед собой задачу дохрамового духовно-нравственного воспитания человека с опорой на православную традицию. Эта инициатива полностью относится  к детям школьного и дошкольного возраста, как социально обездоленным, так и внешне всем обеспеченным. Причина нашего особенного интереса к детской проблематике, наверное, понятна. Дети остро нуждаются в правильной, созидающей их души духовной ориентации и защите. Обстановка в обществе напоминает ситуацию с беспризорными детьми, образовавшуюся в двадцатых годах ХХ века после разрушительной социалистической революции.


Увы, мир сходит с ума, и Россия, похоже, следует его примеру. Иначе как объяснить, что в США чуть ли не еженедельно обычные школьники открывают стрельбу по своим одноклассникам и учителям, а в нашей стране, на исходе второго десятилетия «свободы» и «демократии», на радужном фоне экономического подъема и кажущегося изобилия, по официальным данным, бродяжничает полтора миллиона беспризорных детей. Это больше, чем по окончании Второй мировой войны! И еще миллионы детей и подростков фактически бездомны при живых родителях – алкоголиках, наркоманах, безработных. По великой стране текут невидимые реки детских слез!


Вот пример, который, слава Богу, в итоге обрел положительный конец. «Переправа» сотрудничает с одним из женских монастырей. Однажды игуменья этого монастыря привезла из Москвы двух своих крестников – брата и сестру, семи и девяти лет соответственно. В их семье сложилась крайне сложная обстановка, которая потребовала, ради здоровья детей, срочной перемены места их проживания. По просьбе отца этот переезд был юридически оформлен и осуществлен. Дети – просто чудо! Девочка со временем может стать замечательным художником: достаточно взглянуть на ее карандашные рисунки, выполненные – по наитию – в стиле кубистов и Пикассо (ее рисунки представлены в данном материале). Мальчик еще не раскрылся, но в его глазах, как и в глазах сестры, затаились недетская мудрость и задумчивость, пробужденные ранним страданием и взрослением. В них угадывается напряженность характера, сформировавшаяся под давлением житейских невзгод. Если этот мальчик адекватно воспримет свою новую православную среду (кстати, весьма деликатную, совершенно недавящую, обеспечивающую ему полноценное обучение и разностороннее воспитание), то со временем он успешно одолеет навалившиеся на него испытания детства, не сгинет в водоворотах улицы и порока.


Однако приведенная история – и это нужно сразу уточнить – крайне редкая в плане своего позитивного решения. Сегодняшняя Россия, с точки зрения реального, а не показного (для галочки) отношения общества к своим детям, стоит на порядок, а то и два ниже, чем ее предшественник – Советский Союз. Будучи безбожным по своей природе, советский режим, тем не менее, создал беспрецедентную по масштабам и эффективности систему социальной защиты и нравственного воспитания «человека будущего», прежде всего, молодежи. В основание системы фактически были вмонтированы принципы христианской морали, заповеди Христовы, только без Христа. Место Бога Живого, по задумке превратного разума основателей ленинизма, заняли они сами – языческие вожди, идолы своего времени. Система, возведенная на лжи, рухнула, как гибнет все, что идет вразрез с Божией волей. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин., 15, 5).


В глобальной поступи нигилизма развал СССР знаменовал важный переходный рубеж: на смену безбожному, но по форме нравственному режиму пришел режим безбожный и безнравственный. Идолы-люди уступили место идолам бездушным: мамоне, доллару, удовольствиям. Государственная система защиты детства распалась, не вписавшись в волчьи законы «бешеного капитализма». Общество не просто отвернулось от своих детей. Оно превратилось в их гонителя и палача. Под залпами массмедийных орудий – от телевизионного «ящика» до новомодного Интернета – неопытные, беззащитные души гибнут, сгорая в пламени тяжких страстей. Не удивительно, что молодежь ответно ощетинилась вызывающе уродливым сленгом, «травкой» и яростной подростковой преступностью. Но если приглядеться внимательно и хорошенько задуматься, то за всем этим «прикидом» притаился глубинный страх и растерянность молодых, размытость жизненных ценностей и ориентиров.


Если при «советах» сатанизм, ставящий своей целью уничтожение последнего на земле оплота христианства – православной России, драпировался в соблазнительные посулы «царства божьего» на земле, то в условиях новой российской «демократии» он сбросил и этот камуфляж. Сетью невиданных по ассортименту, но всегда порочных развлечений и искушений он раскинулся по стране. Время фаворского света мученичества, восходившего над застенками ГУЛАГа и сражениями мировых войн, сменилось эпохой воинствующей безнравственности и вульгарного торжества плоти над духом.


Через всепроникающую назойливую рекламу и современные коммуникации сатанизм (нигилизм) стремится заполнить каждую пядь пространства, каждый миг жизни потребительского общества. «Будь сильным, дерзким, беспощадным, успешным! Бери от жизни все без оглядки на библейские заповеди» – вот мораль века сего.


К сожалению, оказавшись перед лицом этого вызова, столкнувшись с этой новой смертельной опасностью (все-таки речь идет о здоровье подрастающего поколения, то есть о выживании нации!), государство российское спасовало. Действия властей слишком формальны и разрозненны. Они не имеют пока ничего общего с осмысленной и долгосрочной государственной политикой. Недавно мне довелось участвовать в неформальном разговоре с руководителем одного из федеральных округов, полномочным представителем Президента РФ, человеком, к слову сказать, воцерковленным. На вопрос, почему руководство страны закрывает глаза на бесконтрольное распространение пошлости, порнографии, нецензурной брани, насилия и пропаганды порока в массмедиа, почему не проявит свою «вертикальную волю» в отношении беснующихся и растлевающих молодежь СМИ, он начал вяло ссылаться на «рыночные законы» и «демократические нормы». Этот частный пример наглядно подтверждает, что на самой вершине власти добро по-прежнему в меньшинстве, руки его представителей связаны, и в борьбе света и тьмы вопрос «кто кого» остается открытым.


Не встречая сопротивления «верхов» и прикрывая свои действия болтовней о демократии и конкуренции, зло без помех распространяется в обществе. В первую очередь, оно поражает самое слабое звено – молодежь. При этом масштабы и интенсивность внедрения так называемых ценностей западной цивилизации в массовое сознание россиян не идут ни в какое сравнение с реалиями самого Запада, который давно накинул узду на массмедийную вседозволенность, усматривая в ней – и не без основания – угрозу своему национальному существованию. Ведь очевидно, что истинные причины убывания населения России – не в уровне жизни (посмотреть хотя бы на слаборазвитый, но форсированно прирастающий людьми Восток), а в деградации семейной традиции, нравственной традиции вообще. Любовь как онтологически возвышенное состояние души человека целенаправленно вытравливается. Здоровые отношения полов высмеиваются и вытесняются из массового сознания, подменяясь отвратительными извращениями. За последние лет десять из обихода молодых как-то незаметно исчезли хорошие книги и фильмы, на которых воспитывалось не одно здоровое поколение. Следом за книгами ушли в небытие романтика и трепетная юношеская любовь. Нормальной семье противопоставлена «альтернатива» – гражданский брак, символизирующий безответственность и бездетность.


Между прочим, в США и Западной Европе порнофильмы разрешено транслировать только на платных дециметровых каналах, что затрудняет доступ к ним тинейджеров.


Вывод один: Запад, как минимум, не волнует судьба России, коль скоро он, не смущаясь, экспортирует в ее пределы все духовные суррогаты и отбросы своей далеко не христианской и даже не гуманной жизнедеятельности. Впрочем, и в России, как выясняется, есть силы, готовые идти даже дальше Запада по скользкому пути греха.


Невнятная государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания отчасти компенсируется нарастающим сопротивлением сатанизму со стороны гражданского общества и Церкви. С одной стороны, в России повсеместно растет тяга к вере и к патриотизму. С другой стороны, стремительно ширится и совершенствуется инфраструктура зла. Чего стоит хотя бы отчаянное сопротивление руководства Минобразования РФ внедрению Основ православной культуры в систему школьного образования!


Борьба этих непримиримых тенденций, помимо всего прочего, не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы удастся хотя бы отчасти восстановить в нашей стране даже ту псевдонравственную среду, которая существовала в СССР. Сегодня атмосфера в обществе непригодна для нормальной жизни и правильного воспитания детей. Более того, она на глазах ухудшается, и в этом смысле, надо признать честно, этот раунд мы проигрываем тьме.


В подобной ситуации, похоже, единственный выход – не ждать восстановления благоприятных внешних условий воспитания (когда моральный облик ребенка чуть ли не до совершеннолетия формируется благоприятной семейной и общественной «плацентой»), а перенести акцент воспитательной работы с детьми на их внутренний мир. Практически это означает, что с ранних лет в ребенке необходимо воспитывать качества воина Христова, формировать в нем способность самостоятельного различения света и тьмы, добра и зла (не со слов взрослых, а внутренним духовным зрением), укреплять его иммунитет к враждебной для его морального здоровья окружающей среде. Главное условие успеха на этом поприще – массовый покаянный возврат «блудного сына», русского человека к утерянной однажды вере и молитве, к святому православию.


Негативные сдвиги общественного климата в России требуют выработки новых подходов к работе с населением, особенно среди неверующих и агностиков, которых из года в год становится все больше (и это несмотря на многократное увеличение за последние десять лет числа приходов, монастырей и священничества!). Именно за умы и сердца этих инертных и колеблющихся людей разворачивается духовная битва «последних дней». И именно к этой аудитории обращены призывы и усилия «Переправы». Инициатива духовного оздоровления адресована не какой-либо одной группе населения, а всем сразу, за исключением людей воцерковленных. Агностики и неверующие, демонисты и сатанисты появляются не из воздуха. Как и все, они приходят из исковерканного, изломанного детства, и в этом смысле формальная сытость и благосостояние совершенно не являются для них панацеей от сквернейших духовных изъянов и недугов.


В одной из православных гимназий г. Подольска нам рассказали о грустном и, похоже, довольно типичном явлении. Если в первых классах ученики охотно и глубоко постигают Закон Божий, духовно возрастают, то где-то к шестому-седьмому классу этот процесс приостанавливается, а к окончанию гимназии у многих обозначается спад, нарастает скепсис и даже отпадение от веры и Церкви. В этом проявляется губительное влияние отравленной общественной среды: чем старше гимназист, тем шире доступный ему ареал обитания и, соответственно, плотнее и назойливее влияние на его неокрепшее сознание многоликой «собчаковщины» и ярких приманок-обманок, раскиданных отцом лжи на каждом шагу. Чтобы устоять перед подобными соблазнами, девушка или юноша, даже воспитанные в православной традиции, должны иметь дополнительный арсенал навыков и знаний, сообразно более сложным условиям духовной борьбы.


Возможно, настало время, когда уже с 10–12-летнего возраста, то есть с момента выхода ребенка в широкий мир (а для некоторых категорий неблагополучных детей – и того раньше), нужно вести с ним прямой и открытый, «взрослый» разговор: о теле, душе и духе, о свободе воли и прилогах (побуждениях к греху), о нравственном и физическом здоровье, искушениях внешнего  мира и, не удивляйтесь! ...о смысле жизни, о котором в современном секулярном мире практически никто  серьезно не говорит.


Занятия можно вести по месту жительства или учебы детей в виде групповых факультативных курсов или семинаров на базе специально разработанных «Переправой» методик. Десять-пятнадцать лекций и семинаров в форме живого двустороннего общения под руководством специально подготовленных наставников, с использованием наглядных средств. Основная цель занятий – ослабить власть «эго» над сознанием ребенка, показать ему главный и единственный источник его порой недетских бед и терзаний – потерю связи с душой, а через нее – с Богом.


В результате дети действительно начинают ощущать в себе зов души. Они меньше, чем взрослые, опутаны паутиной рационализма и гордыни, более непосредственны и несут в себе еще частицы неповрежденного духовного посева. Дело не в том, что кто-то из них лишен этих Божиих даров (душа дается каждому при рождении), а в том, что суета мира сего постепенно загрязняет и разрушает душу ребенка, отрывая его от Бога. На занятиях дети учатся не каноническому православию, а приемам и техникам освобождения от иллюзий неосознанности – источников боли и агрессии в их повседневной жизни. Они фактически вступают на путь начального духовного делания, впитывая православное знание через рациональные объяснения и практические упражнения. Методики «Переправы», в известном смысле, представляют собой адаптированные к восприятию ребенка святоотеческие практики защиты чистоты и тишины ума, нравственной дисциплины и бдения, критического (покаянного) отношения к своему поведению, без чего невозможна подлинная чистота веры и молитвы. Фактически речь идет о предправославии, о дохрамовой подготовке будущих христиан.


Конечно, при организации занятий нужно учитывать и возраст, и уровень интеллекта, и состояние здоровья и сознания детей. Занятия в православном лицее, естественно, будут иными, более акцентированными на каноническое православие, нежели уроки в детском доме или колонии для малолетних преступников. Однако и там и здесь должны работать профессиональные верующие педагоги и психологи, прошедшие подготовку в «Переправе». Очень важно, чтобы наставники передавали детям знания и техники как собственные переживания, а не просто как набор сведений.


Отсутствие на занятиях «Переправы» прямых ссылок на Священное Писание (используется лишь адаптированный и рационально изложенный начальный святоотеческий опыт) позволяет «Переправе» развивать систему дохрамовой подготовки «снизу», минуя официальные запреты и барьеры. В настоящее время подобные занятия факультативно ведутся со студентами начальных курсов Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород). Первый опыт показал, что молодежь остро интересуется вопросами экологии души и открытого сознания, путями преодоления состояния страха, неуверенности и неудовлетворенности, которое знакомо каждому, кто, впервые покинув родительское гнездо, соприкоснулся с жестокостью и лукавством сегодняшней жизни.


Чрезвычайно интересной представляется запланированная на лето 2007 года совместная программа «Переправы» и филиала молодежной православной организации «Витязи» в г. Ардатове Нижегородской области. Окормляющий ее работу священник Михаил Резин, ознакомившись с идеями «Переправы», предложил организовать занятия непосредственно на летних загородных сборах «Витязей». Кроме того, при содействии о. Михаила наставники «Переправы» в текущем году приступят к занятиям в местной колонии для малолетних преступников, предваряя и сопровождая работу священника в тюремном храме.


В перспективе – начало работы «Переправы» в средних школах Нижнего Новгорода, а также в центрах социальной реабилитации наркоманов (совместный проект с АНО «Край без наркотиков»). Практика показывает, что важнейшей причиной главных социальных недугов, особенно в молодежной среде, – алкоголизма, наркомании, игромании, проституции и преступности  – является попытка неосознанного греховного бегства от неприемлемой реальности бытия. Характерно, что без веры или хотя бы начальных навыков духовного делания – а именно их прививает «Переправа» – девять из десяти молодых наркоманов, прошедших реабилитацию, вновь «подсаживаются на иглу». И наоборот, даже минимальное постижение незримого мира души, первые, робкие ощущения в ней Бога живого, целительные воздействия покаяния и молитвы заполняют вакуум бездуховности, толкающий человека в небытие. Начав восхождение, одолев первые трудные ступени духовного роста, не менее семи-восьми бывших наркоманов из каждых десяти навсегда «завязывают» с «дурью» и возвращаются к полноценной жизни. Конечно, на этом «выходе», помимо нравственной поддержки, надо еще помочь человеку крепко встать на ноги в бытовом отношении, обеспечить работой, оторвать от преступной среды. Впрочем, это тема отдельного разговора и обширное поле взаимодействия профильных организаций гражданского общества между собой и с властью.


Одна из особенностей предлагаемой «Переправой» системы дохрамового воспитания – доступность, широта и скорость распространения (каскадный способ развития через подготовку православных наставников), а также высокая эффективность при относительно низкой себестоимости. Сегодня основные усилия меценатов направлены на восстановление храмов. Мы же призываем параллельно создавать условия для возрождения души молодого человека, подводить его к порогу храма, вырывая из трясины лжи и неверия. Дети, познавшие тайны своей души, по-новому воспринимают себя и мир. Сбросив оковы эгоизма и агрессии, они станут сильнее. С этого, говоря словами философа Ивана Ильина, и начинается строительство «нового русского человека».


Кто-то из этих детей, возможно, станет в будущем воином Христовым.


Кстати, для этого совершенно не обязательно расставаться с обычной жизнью и уходить в пустынь. Подвиг во имя Христа необходим и в миру.


А кто-то из них будет просто хорошим человеком, согревающим теплом своего сердца озябшие души ближних.


АНО «ПЕРЕПРАВА»

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №4-2007, Переправа
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: ""Не препятствуйте им приходить ко мне""
Имя:*
E-Mail:*