переправа



«Сквернейший из всех людей»



Опубликовано: 7-03-2007, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Великомученик Феодор Тирон, память которого празднуется в марте, постра­дал при римских императорах Максимиане и Максимине в начале IV века, за десятиле­тие до окончательного прекращения гоне­ний на христиан. «Тирон» - латинское сло­во, означающее «новый воин», «новобра­нец». Он служил в армии на северо-востоке Малой Азии около Черного моря.

 

Римская империя, основанная на наси­лии и деспотизме, не доверяла своим гражданам и при каждом удобном случае проверяла их лояльность. Как говорится, рядовые моменты из жизни седого Рима

 

Так, население, в том числе и христиан, периодически сгоняли к капищам или жертвенникам и заставляли воздавать по­чести то богам, то кесарю, а потом кропи­ли всех присутствующих жертвенной кро­вью животных. Тех, кто отказывался участ­вовать в процедуре, римляне обвиняли в неповиновении цезарю и подвергали пыт­кам и смерти. Для христиан подобное уча­стие было изначально неприемлемым, по­скольку шло вразрез с исповедуемым ими принципом единобожия.


Тирон к тому времени уверовал во Хрис­та и отказался от участия в санкционирован­ном властями поклонении богине Цибелле, дочери бога Урана. На требование принести ей жертву «по воинской обязанности» (!) во­ин отвечал: «Каждый знает, кому он служит, а я служутолько Царю моему Христу и никако­му иному богу служить не могу». Ему дали несколько дней на размышление - либо подчиниться закону, либо умереть.

 

Христиане были людьми законопослуш­ными. Чтить власть не за страх, а за совесть предписывало им Священное Писание. Они понимали власть как охрану доброго и наказание злого. Но когда дело доходило до насильственных попыток со стороны той же власти обратить их в другую веру, христиане видели в этом нарушение власть предер-жащими универсального принципа защиты добра и предпочитали скорее уме­реть, чем изменить Христу. Феодор Тирон, выйдя на свободу, направился ночью к пус­тому капищу Цибеллы, где обычно совер­шались чувственные культы, и, движимый преданностью Богу, заповедавшему чисто­ту и святость, поджег храм. За это он был схвачен и подвергнут мучениям.

 

Трудно перечислить все виды зверств, которые испытал на себе Феодор.

 

За это впоследствии он был назван ве­ликомучеником, так как страдания его бы­ли поистине ужасны.

 

«Ты - сквернейший из всех людей!» -говорили мучители тому, кого, как и всех святых, был недостоин, по словам Свя­щенного Писания, весь мир.

 

Феодора Тирона сожгли на костре.

 

* * *

 

У некоторых неверующих людей, знако­мящихся с житием Феодора Тирона, факт поджога им языческого храма вызывает осуждение. Ну, не участвуй в культе, но не уничтожай само здание! Современные ис­кусствоведы, художники, архитекторы и скульпторы, так же, как и мучители Тирона, возмущаются «варварством» древних хрис­тиан, уничтожавших идольские капища (хотя на деле таких фактов не так много - гораздо чаще храмы в Римской империи после при­нятия Христа вчерашние язычники - в том числе те же архитекторы и скульпторы - сами переоборудовали и использовали уже под свои новые, христианские нужды).

 

«Что же это такое? - вопрошают они. -Где христианская терпимость и чувство прекрасного?! Ведь они разрушали вели­кие произведения искусства!»

 

Действительно, в чем же дело?

 

Читая римских писателей-романистов Петрония и Апулея, мы узнаем, что духов­ная жизнь империи, где впервые появи­лось христианство, представляла собой тяжкое зрелище. Юпитер и Венера, Апол­лон и двуликий Янус, Марс и Дионис пора­жают своими гнусными человеческими страстями - коварством и ссорами, интри­гами и местью, развратом и жестокостью.

 

Религиозные переживания римлян, признававших в основном только культ си­лы и грубых удовольствий, все чаще и ча­ще выливались в эротические оргии и ми­стерии. Все это происходило как в храмах, так и в специальных, создаваемых для граждан «садах, рощах и островках люб­ви». Нередко капища и храмы в своем ар­хитектурном решении были насыщены фаллическими мотивами. Общеизвестный факт, что все религии языческой древнос­ти вращались преимущественно вокруг обожествления человеческих органов раз­множения. Это приводило к широкой прак­тике и храмовой проституции, узаконенно­го «священного» разврата (оргий, раде­ний) и иных «сакральных» совокуплений.


Феодор Тирон сжег храм фригийской бо­гини Цибеллы, так называемой матери бо­гов. К этому действию его побудила ревность по Истинному Богу, который не терпит разврата. Нетрудно себе представить, что творилось в этом храме во время отправле­ния культа богине.

 


 

* * *

 

Недавно автору довелось слышать спор между ученым-историком и священнослу­жителем. Речь опять зашла о «недопустимом» отношении христиан минувших веков к языческим храмам. На этот раз ученого возмутило поведение испанских конквистадоров (Кортеса и др.) при колонизации Америки, когда завоеватели разрушали алтари племен ацтеков и майи, уничтожая «великую древнюю культуру». Тот факт, что в капищах этих племен совершались со­вершенно жуткие ритуальные человеческие жертвоприношения, современного ка­бинетного ученого никак не волновал. Для него гораздо важнее всех когда-то убитых там людей (что было, то прошло...) была уцелевшая реликвия: каменный фрагмент с узором от разбитого испанцами жерт­венника. Узором, едва проглядывавшим под темным окаменелым слоем человече­ской крови.

 

Владимир ВОЛОДИН

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №2-2007, Володин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Сквернейший из всех людей»"
Имя:*
E-Mail:*