Великомученик Феодор Тирон, память которого празднуется в марте, пострадал при римских императорах Максимиане и Максимине в начале IV века, за десятилетие до окончательного прекращения гонений на христиан. «Тирон» - латинское слово, означающее «новый воин», «новобранец». Он служил в армии на северо-востоке Малой Азии около Черного моря.
Римская империя, основанная на насилии и деспотизме, не доверяла своим гражданам и при каждом удобном случае проверяла их лояльность. Как говорится, рядовые моменты из жизни седого Рима
Так, население, в том числе и христиан, периодически сгоняли к капищам или жертвенникам и заставляли воздавать почести то богам, то кесарю, а потом кропили всех присутствующих жертвенной кровью животных. Тех, кто отказывался участвовать в процедуре, римляне обвиняли в неповиновении цезарю и подвергали пыткам и смерти. Для христиан подобное участие было изначально неприемлемым, поскольку шло вразрез с исповедуемым ими принципом единобожия.
Тирон к тому времени уверовал во Христа и отказался от участия в санкционированном властями поклонении богине Цибелле, дочери бога Урана. На требование принести ей жертву «по воинской обязанности» (!) воин отвечал: «Каждый знает, кому он служит, а я служутолько Царю моему Христу и никакому иному богу служить не могу». Ему дали несколько дней на размышление - либо подчиниться закону, либо умереть.
Христиане были людьми законопослушными. Чтить власть не за страх, а за совесть предписывало им Священное Писание. Они понимали власть как охрану доброго и наказание злого. Но когда дело доходило до насильственных попыток со стороны той же власти обратить их в другую веру, христиане видели в этом нарушение власть предер-жащими универсального принципа защиты добра и предпочитали скорее умереть, чем изменить Христу. Феодор Тирон, выйдя на свободу, направился ночью к пустому капищу Цибеллы, где обычно совершались чувственные культы, и, движимый преданностью Богу, заповедавшему чистоту и святость, поджег храм. За это он был схвачен и подвергнут мучениям.
Трудно перечислить все виды зверств, которые испытал на себе Феодор.
За это впоследствии он был назван великомучеником, так как страдания его были поистине ужасны.
«Ты - сквернейший из всех людей!» -говорили мучители тому, кого, как и всех святых, был недостоин, по словам Священного Писания, весь мир.
Феодора Тирона сожгли на костре.
* * *
У некоторых неверующих людей, знакомящихся с житием Феодора Тирона, факт поджога им языческого храма вызывает осуждение. Ну, не участвуй в культе, но не уничтожай само здание! Современные искусствоведы, художники, архитекторы и скульпторы, так же, как и мучители Тирона, возмущаются «варварством» древних христиан, уничтожавших идольские капища (хотя на деле таких фактов не так много - гораздо чаще храмы в Римской империи после принятия Христа вчерашние язычники - в том числе те же архитекторы и скульпторы - сами переоборудовали и использовали уже под свои новые, христианские нужды).
«Что же это такое? - вопрошают они. -Где христианская терпимость и чувство прекрасного?! Ведь они разрушали великие произведения искусства!»
Действительно, в чем же дело?
Читая римских писателей-романистов Петрония и Апулея, мы узнаем, что духовная жизнь империи, где впервые появилось христианство, представляла собой тяжкое зрелище. Юпитер и Венера, Аполлон и двуликий Янус, Марс и Дионис поражают своими гнусными человеческими страстями - коварством и ссорами, интригами и местью, развратом и жестокостью.
Религиозные переживания римлян, признававших в основном только культ силы и грубых удовольствий, все чаще и чаще выливались в эротические оргии и мистерии. Все это происходило как в храмах, так и в специальных, создаваемых для граждан «садах, рощах и островках любви». Нередко капища и храмы в своем архитектурном решении были насыщены фаллическими мотивами. Общеизвестный факт, что все религии языческой древности вращались преимущественно вокруг обожествления человеческих органов размножения. Это приводило к широкой практике и храмовой проституции, узаконенного «священного» разврата (оргий, радений) и иных «сакральных» совокуплений.
Феодор Тирон сжег храм фригийской богини Цибеллы, так называемой матери богов. К этому действию его побудила ревность по Истинному Богу, который не терпит разврата. Нетрудно себе представить, что творилось в этом храме во время отправления культа богине.
* * *
Недавно автору довелось слышать спор между ученым-историком и священнослужителем. Речь опять зашла о «недопустимом» отношении христиан минувших веков к языческим храмам. На этот раз ученого возмутило поведение испанских конквистадоров (Кортеса и др.) при колонизации Америки, когда завоеватели разрушали алтари племен ацтеков и майи, уничтожая «великую древнюю культуру». Тот факт, что в капищах этих племен совершались совершенно жуткие ритуальные человеческие жертвоприношения, современного кабинетного ученого никак не волновал. Для него гораздо важнее всех когда-то убитых там людей (что было, то прошло...) была уцелевшая реликвия: каменный фрагмент с узором от разбитого испанцами жертвенника. Узором, едва проглядывавшим под темным окаменелым слоем человеческой крови.
Владимир ВОЛОДИН
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.