Сегодня мы публикуем интервью с руководителем нового всероссийского духовно-оздоровительного проекта «Переправа» Александром Нотиным. Александр Иванович - гуманитарий философского склада, выпускник экономического факультета МГИМО, арабист, востоковед, бизнесмен, историк. В настоящее время он возглавляет инвестиционную группу «Монолит» и уже многие годы является советником В.П. Шанцева - ныне губернатора Нижегородской области. В центре духовных поисков А. Нотина находится исключительно важная проблема - состояние души современного человека. Будучи и сам представителем нынешней цивилизации с ее потрясающим прагматизмом, бездуховностью и неверием, он недавно пережил глубокий внутренний кризис, сумел преодолеть его и сделал ряд интересных теоретических и практических выводов. Главный из них: именно в душе, в ее потаенных глубинах находится ключ к решению многих проблем, которые отягощают жизнь наших современников и делают ее подчас совершенно невыносимой.
- Что представляет собой проект «Переправа» и как появилась его идея?
- Это культурно-просветительское движение, цель которого - духовное оздоровление российского общества.
- Что под этим подразумевается?
- Под процессом оздоровления мы понимаем конкретную практическую работу наших региональных отделений, организационных структур «Переправы» на местах. Первые сдвиги уже начались. Центром своей деятельности мы на данный момент выбрали Нижний Новгород. Этот регион имеет все необходимые предпосылки, чтобы отрабатывать основные направления и запланированные практические мероприятия.
- Это символично. Я имею в виду Нижний Новгород. Именно оттуда началось движение Минина и Пожарского, исцелившее Россию от пагубы интервенции и междоусобицы.
- Да, на этой земле находятся важные духовные, исторические и культурные истоки. В частности, Сэров, где подвизался великий угодник Божий, преподобный Серафим. Новгород всегда имел и имеет для России огромное значение. Сама «Переправа» состоит из людей, имеющих общие духовные убеждения и взгляды, совпадающие с целями и задачами движения.
- Понятие «духовность» сегодня стало весьма широким. Сейчас буквально всё называют духовным. Что вы вкладываете в это понятие? Из чего оно, на ваш взгляд, состоит?
- С моей точки зрения, изначальная духовность - это честность. Трезвый и честный взгляд на свою собственную сущность. Если человек начинает честно оценивать себя и не прятаться за лукавыми самооправданиями, не пытаться обвинять кого бы то ни было кроме себя в том, что происходит в обществе и стране в целом, то меняется все его мировоззрение. Он по-другому начинает жить, работать и любить. И все вокруг него постепенно тоже меняется.
- Критерии духовности связаны с голосом совести, которая во всех людях изначально - одна и та же. Если ориентироваться на этот голос, можно ведь на многое открыть глаза, правда?
- Конечно. Более того, старинное толкование слова «совесть» - «жизнь со вестью», то есть жизнь по заповедям Христовым. Звучит просто, а сделать хоть что-то в этом направлении чрезвычайно сложно. Надо преодолеть огромное внутреннее сопротивление, особенно сейчас, когда мир так отягчает человека злом. Все стало гораздо сложней, чем прежде, чем в прошлом и позапрошлом веке, когда люди, общество были гораздо сильнее связаны с вестью от Господа.
- Мы помним слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,17). А закон этот включает Декалог - десять заповедей Моисеевых. На них испокон веков держится весь мир, судебная система, уголовный кодекс, общеправовые принципы, семейные отношения, мораль и нравственность. Так что, вероятно, они тоже имеются в виду?
- Несомненно. Но в том-то все и дело, что большинство наших законов, включая Российскую Конституцию, правильные. При советской власти, которая жила по более нравственным устоям, чем сейчас, законы тоже были правильные. Общество того времени было, по существу, пронизано заповедями Библии, но без Бога. Проблемы сегодняшнего общества - не в законах и не в словах, а в душах людей. Люди не следуют ни законам Божиим, ни законам человеческим. Причина - отсутствие Бога в их душах. Они постоянно сами себя обманывают. А непрекращающийся обман вызывает глубочайший внутренний дискомфорт и страдания. А также огромное количество иллюзий, страхов, переживаний и проблем, созданных нашим исковерканным мировосприятием. И, прежде всего, восприятием самих себя.
- В чем состоит суть предлагаемых вами методик?
- Мы разработали комплекс теоретических обоснований, рациональных объяснений и практических занятий, которые, на наш взгляд, сегодня исключительно важны. Современный человек с его горделиво-высоким уровнем интеллекта, образования и завышенной самооценкой отсечен от Бога и природы. Он невероятно далек от Творца. С другой стороны, этот же высокий интеллект, привычка быстро и эффективно мыслить позволяют ему при достаточном волевом усилии отчасти преодолеть эту пропасть. Бог даже в наши «последние дни» оставляет своему любимому чаду надежду на спасение. В этом-то и парадокс. Современному человеку можно рационально объяснить то, что лет сто назад крайне мучительно и долго вкладывалось в сознание его предков. Это позволяет нам рассчитывать на то, что определенная категория наших граждан, которые будут работать в системе «Переправы», принимать участие в ее семинарах и курсах, читать нашу литературу, использовать наши методические рекомендации, сможет достаточно быстро осознать, что главный источник их неутихающей боли находится в них самих и что эта боль может быть, в конечном счете, преодолена.
- Вы написали недавно книгу "Путешествие в осознанность". В ней речь идет о теоретическом обосновании указанной вами методики. Там же предлагается комплекс оздоровительных упражнений. Почему вы уверены в их действенности?
- Сам по себе я не психиатр и никогда этим не то чтобы не занимался - даже не интересовался. В чем честно и признаюсь. Однако я многое пережил. Что именно? Глубокое безверие - при определенном внешнем уважении к Богу, к религии и одновременно абсолютном непонимании, что же это такое на самом деле. Как всякий рациональный человек, я воспринимал веру как некое древнее, средневековое культурно-историческое наследие России, которому по праву положено некое «музейное почитание». Вместе с тем жизненные невзгоды, на которых я не хотел бы подробно останавливаться, заставили меня задуматься вот над чем: кто я есть, зачем живу, как устроен мир внутри меня. Все это - отнюдь не новые вопросы. Но когда они через внутренний душевный кризис вдруг коснулись меня на жестком гамлетовском уровне «быть или не быть?», все в одночасье изменилось и перетекло из абстракции в невыносимую реальность. Я начал мыслить только в категориях «зачем» и «почему» я живу. И не было для меня в тот момент ничего более важного, потому что решалась вся моя судьба - жить мне или умереть. Только тот, кто пережил нечто подобное, может меня понять...
Я начал много читать. Чтение было неорганизованным, но насыщенным. Поначалу это была, увы, в основном увлекательная эзотерическая литература-макулатура, но потом была «случайная» встреча с одним из современных оптинских старцев, и в ходе нее я обрел чувство православия, его удивительный вкус. Затем последовало первое знакомство как со святоотеческой, так и с научно-исследовательской литературой о душе - в частности, с трудами ученого итальянца Роберто Асаджиоли, который изучал психосинтез и полагал, что многие психологические проблемы человека могут быть решены за счет громадного ресурса, заложенного в него Господом. Изучив все это, я понял: необходимо соединить передовые и подлинно научные мысли о душе с наследием православия. Единственное, чего мне не хватало для спасения, заключалось именно в этой древнейшей и самой чистой основе мирового христианства, представлявшей тысячелетнюю духовную традицию моего народа. Начав движение по этому вектору (часть этого понимания действительно легла в основу недавно вышедшей книги «Путешествие в осознанность»), я получил квинтэссенцию, которая впоследствии и обрела название «Переправа». В ее содержании, собственно, нет ничего особенно нового - оригинальность состоит только в подходе к извечным проблемам и способе органичного соединения накопленных в этой области знаний с вечно живой православной традицией.
- То есть «Переправа» - это попытка научно-популярного обоснования тех резервных возможностей духовного самопознания, которыми располагает сам человек, - для позитивного внутреннего изменения и выживания?
- Именно, но не только. Большой интерес у меня поначалу вызывали культовые восточные религии, разного рода исследования на этот счет - например, известное течение «Мем Аде». Однако здесь надо сразу оговориться - и указанные религии, и те предрелигиозные источники, о которых я говорил выше как о некоей сумме знаний, несут в себе одну серьезнейшую проблему - они реально выводят человека на уровень самоудовлетворения и внешне иногда помогают ему обрести временный мир в душе. Но это довольно опасная стадия в духовных поисках человека, поскольку именно в этот момент он может незаметно обратить свою духовную работу во вред себе. Без веры христианской, без дальнейшего духовного борения, без преодоления в испытанном веками христианском ключе своих слабостей, без обращения своих новых ощущений на пользу ближнего, без любви и без смирения все это знание становится мертвым и в известном смысле деструктивным, разрушающим личность.
Борис Кустодиев. "Весна", 1921. Фрагмент
- Ваши изыскания и опыт позволили вам сделать хорошие и конструктивные выводы. Не с окружающим миром надо бороться, не с «плохой системой», а с самим собой. «Переправа», насколько можно судить по вашим словам, стремится выделить рациональное зерно из безбрежной суммы самых разносторонних современных знаний, пребывающих в мире. Они, эти знания, на сегодняшний день представляют собой своего рода бессистемную эклектику, где соседствует здравый смысл и «третий глаз», позитивный опыт и шарлатанство. Ваш отбор, несомненно, был весьма труден.
- Так получилось, что накопленная и отобранная мной информация изначально представляла собой полуфабрикаты духовного познания. Но так происходит всегда. Что-то берется на вооружение, что-то отвергается. Нужно только уметь трезво и вовремя оценить, насколько твой поиск позволяет тебе продвигаться вперед. И не является ли он ловушкой, которая делает человека заложником других, темных сил. Это и есть элемент духовной борьбы, в которой не обойтись без опытного духовного наставничества.
- Человеку легче встать на ноги, когда он имеет запас традиционной духовности. Она поможет ему достичь желаемых результатов. Для России это - православие. И если работать с людьми в этом направлении, то можно, несомненно, сделать многое. Ваш практический курс, насколько можно судить, имеет нечто общее с принципами покаянной и очистительной, по сути, молитвы, на которой основывается христианство. Однако вы преподносите ее в некоем рациональном толковании, более понятном для людей современных, которые в большинстве своем не подготовлены к восприятию тонких реалий религиозной духовности. Это так?
- Да. По сути дела, курс представляет собой практическое изложение на уровне рационального восприятия, с учетом российского менталитета, можно сказать, на современном русском языке элементов святоотеческого наследия. Это определенные выжимки, выстроенные в теоретическую и практическую систему, удобную для современного восприятия. Человек на этом этапе сам работает над собой и при усердии добивается заметного прогресса.
- Святоотеческие творения содержат в себе неиссякаемые запасы добра, любви, милосердия и сострадания к человеку, открывают ему глаза на внутренний мир своей души. Они учат его покаянию и сокрушению, делают восприимчивым к святости - то есть к выработке в себе тех черт и качеств, которые полностью соответствуют голосу совести и естественному поведенческому закону, заложенному в его душе. В их творениях нет ни политики, ни жестокости, ни ненависти, ни нетерпимости. Это как раз то, что сегодня особенно нужно исстрадавшимся людям.
- Полностью с вами согласен. «Переправа» в этом смысле исходит из следующих принципов:
первый - оторванность современного человека от Бога и природы - не его сила, а его слабость. Это ощущение овладевает все большим числом людей;
второй - даже осознавая это через свои внутренние терзания и чувство неудовлетворенности, человек не всегда понимает, что ему делать. Его страх перед верою и пренебрежение ею, насаждавшиеся в нем многие десятилетия, не позволяют ему войти в Церковь. Такому человеку надо помочь и успокоить его, объяснить, что ключ к его внутреннему освобождению находится в его собственных руках. Что он не должен верить знахарям, кликушам, кашпировским, норбековым и прочим «спасителям», работающим либо за деньги, либо ради славы и власти. Что не снаружи кто-то подойдет к нему, погладит по голове и успокоит, а сам человек должен заглянуть внутрь себя, понять многое и начать волевую работу по приведению своего «я» в начальную стадию гармонии, порядка и отторжению всего наносного, что ему несвойственно. Каждому придется потрудиться и теоретически, и практически и только потом, будучи уже относительно подготовленным, на глубоко интимном уровне подойти к решению вопроса о вере. Не принимать ее через силу в качестве только некоего украшения своего «я». Вера - не только наследие, а ось, стержень спасения нации, вывода ее из духовного тупика. Она же - путь к решению всех социальных, политических и других проблем без корысти и лукавства;
третий - «Переправа» подразумевает некий способ самостоятельного развития. Потребность в радикальном преображении личности реально существует в обществе (как и в самом страдающем человеке). Спрос на это очень высок. Но он не осознан и не организован должным образом. Мы в значительной мере разочарованы и в политике, и в том, что творится в наших СМИ, в том числе и электронных. Разочарованы в том, как устроен наш быт и вся наша жизнь, наши трудовые (и не только) взаимоотношения. Мы не приемлем те формы, в которых развивается в России модель «бешеного» капитализма, против которого, кстати, в свое время решительно восстал в США Т. Рузвельт, понимая его губительность для нации. Мы ощущаем, что везде что-то не так, но не видим корней этого явления. Уверен, что подлинные эти корни лежат именно в запущенной сфере духовности. Те философы, которые пытались честно осмыслить изъяны рационально-материалистической цивилизации, указывали прежде всего на то, что мы живем в век «мне», в век «удовольствий», где человек становится заложником собственных страстей, скорбей и нужд.
Чтобы начать освобождение от всего этого, «Переправа» предлагает конкретные методики. В Нижнем Новгороде мы уже провели несколько семинаров на базе Волго-Вятской академии государственной службы при Президенте РФ. Мы планируем развивать ряд направлений. Цель - адаптировать наши методики к конкретной аудитории. Например, готовятся разработки нескольких детских программ. Их задача - научить ребенка защищаться от воздействия на него извне колоссального потока медиа-средств, разрушающих его духовность. Ребенок должен понимать, что с ним происходит и как с этим бороться. Общество не ограждает детскую душу, как раньше. Когда Россия находилась в молитве и вере, человек до своего совершеннолетия был практически огражден от того беспредела, цинизма и разнузданной мировой «паутины» зла, которая сейчас накрыла нашу страну. Еще одна задача - помочь ребенку обрести себя в этом мире и понять, кто он есть и в чем состоит его жизненная миссия. Эта задача - инновационна по сути и требует участия профессиональных педагогов и специалистов. Мы намерены вести работу сразу по нескольким возрастным группам - от детского сада до выпускников школы. Школьники - это отдельная тема. Равно как и студенты. Заключенные. Представители бизнеса. Пенсионеры. И так далее.
- Все это требует адекватной кадровой политики, не так ли?
- Мы полагаем решать вопросы по-разному. Возьмем пример пенсионеров. Их сейчас в стране - тридцать-сорок процентов от всего населения. Кто будет работать с ними и вести эти группы? Организационную часть - финансирование, подготовку помещений, разработку методической литературы, обучение наставников и проведение семинаров берет на себя «Переправа» и ее региональные подразделения. Сам же цех наставников будет формироваться из числа пенсионеров - тех, кто «пропустит» через себя теорию и практику, убедится в их полезности и оздоровительном эффекте, проникнется духом «Переправы» и будет в дальнейшем способен распространять приобретенный духовный опыт. В этом смысле «Переправа» - добровольческое и постоянно развивающееся изнутри сообщество. Надо, образно говоря, запустить в наше исстрадавшееся общество «антивирус» от неосознанности.
- В основу курса положен ваш личный опыт. На чем основывается ваша уверенность, что он будет полезен и для других?
- Два года назад я был вне Церкви, ничего не понимал в христианстве, воспринимая только его внешнюю фасадную часть. Сейчас я могу сказать, что жизнь моя радикально изменилась. Курс духовного трезвения привел меня к коренной переоценке ценностей и к порогу веры. Но что интересно, я остался в бизнесе, кардинально поменяв при этом понимание всех своих целей и задач. При этом был обретен некий новый внутренний потенциал, ресурсные возможности, которые раньше оставались недоступными. Появились новые идеи, возникла книга по теории и практике гигиены души, которая может восприниматься по-разному, но это - искренняя книга... При этом, конечно, ясно, что дальнейший успех в этом процессе напрямую связан с испрашиванием помощи у Высшего Сознания. Без Бога - ни до порога, но постоянное волевое усилие-то со стороны человека необходимо. Вот о формах его в книге и идет речь. Бог исцеляет нас не без нас - так говорят святые отцы.
Я сделал вывод, что жить мы должны не для себя, а для дела, для пользы, для общего блага. Думаю, что мой путь ничуть не уникален. Все возможности для того, чтобы помочь человеку начать движение к изменению себя, находятся в нем самом, в факте наличия у него свободной воли. Потенциал человека до конца не раскрыт. Мы используем, дай Бог, лишь один процент от наших возможностей. Что же нам мешает раскрыть этот «ларчик», который находится всегда в нашей душе и дарован Богом при рождении? Только наша собственная леность, безответственность и расслабленность. Когда мы волевым усилием начинаем работу над собой, Господь благодарно раскрывает нам наш же потенциал, укрепляет и дает силы для движения вперед, навстречу к Нему. И если человек на деле не желает быть пушинкой и марионеткой в этом мире, хочет быть свободным, то первым его шагом должно быть честное осознание себя как раба своего наносного, искореженного страстями сознания. А затем начинается процесс «выдавливания» из себя этого раба, борьба за формирование свободного «я», восстановление полноценной личности.
- Весь античный мир пришел когда-то в состояние страшного нравственного упадка и разложения. Помните у Окуджавы: «Римская империя времени упадка сохраняла видимость твердого порядка...»? Лучшие умы того времени разрывались в поиске выхода. Одни находили его в отсутствии всякого смысла жизни и в самоубийстве, другие предлагали забыться в буйном веселье. И только совсем немногие предощущали приход Мессии, Бога, который - и только Он один - способен по-настоящему изменить весь немощный и деградировавший мир, наполнить его живительным смыслом и очистить нравы. И действительно, после прихода Христа всё в человечестве с Его помощью кардинальным образом изменилось. Оно получило могучий стимул жить и через добродетели соединяться с Богом в блаженной вечности. Кроме того, люди наконец четко поняли, что без помощи свыше они не в состоянии совершить свое собственное онтологическое изменение и сделать конкретные шаги в сторону добра.
- Лучше не скажешь. Но что требуется конкретно от человека на самом начальном этапе? Во-первых, необходимо взять на себя ответственность и, во-вторых, проявлять бдительность. Это два ключевых термина «Переправы». Человек не имеет права перекладывать ответственность за то, что происходит внутри и вокруг него, на других. Он не должен ожидать от окружающих его людей, что они придут к нему и все уладят. За изменение надо бороться. Это - великий труд. И каждый, кто хочет истинной свободы от страхов, комплексов и проблем, должен научиться сканировать свое внутреннее пространство и понимать, откуда в нем появляется зло, как оно накапливается у него внутри и как от него избавляться с помощью заложенного в нем Богом ресурса. Первый шаг на пути избавления от зла - наличие или формирование в себе желания его исторгнуть. Когда человек обращает свой взор внутрь себя, он обретает видение своей души, уникальную способность богоощущения.
- То есть в этом плане у «Переправы» нет никаких разногласий с нашей традиционной духовностью - христианством и ее носителем - Русской православной церковью?
- Я признателен вам за этот вопрос. Он очень непростой. С Церковью у нас фактически возникает тонкая и глубинная связь. Мне доводилось в очень кратких словах излагать суть этой концепции Святейшему Патриарху Алексию II, и он воспринял ее благосклонно. Я понимаю, что изложение ее идей было тогда очень поверхностным - так сказать, в первом приближении. В дальнейшем я понял, что она, эта связь, по существу должна быть не организационной, а именно духовной, как некая незримая нить, которая призвана соединять всю нашу структуру - от первого и до последнего человека, от первого и до последнего слова, от первого и до последнего действия - с православной духовной традицией. И Церковь определенным образом, в том числе через институт духовного отеческого наставничества и сопровождения наших преподавателей, функционеров и организаторов, будет, при необходимости, корректировать этот жизненно важный аспект нашей работы.
Икона "Лествица", первая половина XVI века
Мы понимаем - те люди, которые будут воплощать идею «Переправы» в жизнь, сами будут находиться в условиях постоянных и жестких искушений. И в этом смысле помощь и поддержка Церкви нам необходимы. С другой стороны, мы, как мирское миссионерское движение, нацелены работать в среде сплошного неверия. Следуя словам философа Константина Леонтьева, мы воплощаем духовно-светский путь, не чуждый на своих отдельных этапах тем или иным формам рационализма. Мы понимаем, что работа наша будет проходить в тех сферах, где церковная деятельность еще не осуществлялась и ее пока недостает. В неверующей среде глас Церкви, говоря по-евангельски, слушают и не слышат. Мы ни в коем случае не должны мешать деятельности Церкви. Мы намерены заниматься исключительно предправославной подготовкой людей, причем без какого-то ни было «промывания мозгов» или же давления извне. Это будет происходить через добровольное приготовление их внутреннего сознания к восприятию более глубоких и значительных истин, заложенных в самом православии.
- Не опасаетесь ли вы, что ваши методики будут кем-то восприняты с сомнением, как «искусительные» и «ненужные»? Или что вам скажут: лучше сразу заниматься молитвой и непосредственным воцерковлением, а не тратить время на какие-то тренинги?
- Сказать-то можно все что угодно. Я уже объяснял целесообразность курсов применительно к неверующей и одновременно высокообразованной интеллектуальной среде. Это - переходный период рационального характера, соответствующий менталитету современного человека, живущего в век информационных технологий. Приведу вам такой пример: вот вы берете с улицы беспризорника и начинаете с ходу обучать его высшей математике. Какой будет результат? Да он в ужасе убежит от вас обратно на улицу и будет где-нибудь на городской помойке среди сотоварищей с радостью вспоминать, как ему удалось «смыться» на свободу от какого-то немыслимого кошмара. Так что всему свое время. Есть великий принцип постепенности, а также необходимость учета фактора времени и меняющихся форм воздействия на сознание. Мы - я имею в виду себя двухлетней давности и других подобных мне людей - находимся в состоянии духовных беспризорников. Наша душа запущена до основания. И поэтому, прежде чем беспризорник сядет за чистую парту, его необходимо отмыть, успокоить, обогреть, подлечить, подправить его исковерканную, изломанную психику, настроить на то, что мир вокруг него - изначально светлый, а не темный. И уже только после этого в какой-то момент ему можно будет давать более глубокие знания, формировать должную духовность, чтобы он стал полезным членом общества.
Как люди двадцать первого века, мы чрезвычайно горды. Нам кажется, что мы великие, могущественные и можем безнаказанно все менять на свой лад. Это - глубокое заблуждение. И здесь, прежде всего, надо понять, отчего же у нас, таких великих и гордых, так много боли, страха, неуверенности? Отчего нам невыносимо скверно живется в созданном нами же мире проблем и страстей? Вот в этой точке надо смириться и честно признать определенные вещи. Поэтому-то «Переправа» - это еще и честность. Нас интересует, чтобы люди, академики они или рабочие, честно признали бы в себе наличие всего этого негатива.
- Повлечет ли за собой такое признание необходимость отказа от прежнего образа жизни?
- Конечно. Сам процесс отказа - это напряженнейший, неблагодарный и самоотверженный труд. Просто так здесь и шагу ступить нельзя - все в тебе будет сопротивляться. И если при этом человек будет еще думать, что каждый его успех на этом пути будет изобильно вознагражден, он едва ли продвинется. Это должен быть искренний путь. Конечно, в самом его конце обязательно будет награда, но по ходу дела об этом лучше не вспоминать.
Интервьюировал Кирилл МАНСУРОВ
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.