Мои предполагаемые беседы – выстраданные рассуждения. За ними стоит жизнь, её практический опыт, который я по мере сил хотел бы передать другим – всем, кто столкнулся с порабощением себя той или иной страстью. Молю Бога, чтобы мой опыт оказался для читателей полезным. В этом году исполнилось двадцать лет, как я не пью. Конечно, есть люди, которые не пили и дольше. Есть даже и те, что вообще не пьют. Само по себе моё воздержание особой чести для меня не делает. Но в течение всего этого времени я стремлюсь к трезвомыслию. То есть не просто не пью, а пытаюсь ещё и обо всём трезво рассуждать и совершать трезвые поступки. И как мне кажется, для читателей было бы небезынтересно узнать, что у меня из всего этого получается. Иными словами, речь пойдёт об опыте преодоления греховной зависимости, которая мешала мне нормально жить – созидать, строить и помогать другим людям.
У нас в России много мужчин, которые, приблизившись к Преполовению лет, достигли в жизни каких-то материальных успехов, а вот себя так и не нашли. А жизнь-то уже наполовину прошла. И вроде сил ещё много, да вот только инерция и пассивность не позволяют таким людям понять и реализовать своё главное жизненное предназначение, а именно: исполнение воли Божией. От этого – депрессия и, как её следствия, возлияния, походы «налево», бесконечное осуждение других, недовольство жизненными обстоятельствами, болезненные самооправдания. Всё это – особое состояние души, требующее тщательного рассмотрения и понимания. Седина в бороду – бес в ребро. Эта пословица, применяемая обычно лишь к области интимных отношений, для многих сегодня стала ложным путём «самореализации».
Время на ошибки и на «давай попробуй!» в пятидесятилетнем возрасте закончилось. Чтобы избежать падений, я должен всем своим нутром осознать, что моя бессмертная душа, которая принадлежит Богу, неуничтожима, и она, эта душа, – христианка. И эта душа настойчиво требует от меня соблюдения законов духовной жизни, которые изложены в заповедях Христовых. И если я следую этим законам, душа наполняется радостью, исходящей от Духа Божиего. А вот если я, напротив, проявляю мыслями и поступками о душе небрежение и опутываюсь страстями, то душа в этих сетях страдает и мучается. И как результат всего этого – депрессия, плохое настроение, боль, злоба, обиды, самооправдание, поиск виноватых, жалость к себе, безвыходность.
Безгрешный Богочеловек Христос – вековечный идеал для подражания всему падшему человечеству, и тот, кто будет жить, соблюдая Его заповеди, обязательно познает, как обещал сам Господь, мир, покой и безмятежность, насладится неизреченной любовью Божией и войдёт в конечном итоге в Царство Небесное. Что может быть желаннее этого? Путь ко Христу – это и есть путь к вечной жизни. В этом свете передо мной открывается конкретный выбор поступков и дел, устремлений и мыслей. Они-то и решают мою судьбу в жизни земной и посмертной. Так что стоит обо всём этом задуматься – ведь никто из нас не хочет умирать. А в могилу человека тянет один только грех в своём печальном многообразии. Поэтому указанный выше выбор – вопрос самый насущный и злободневный.
Я родился в советское время в атеистической семье. Она не была воинствующая, но всё-таки безбожная. С детства я постоянно тянулся к взрослым людям, с которыми мне было интересно, и в их среде я искал ответы на волновавшие меня вопросы. Но – увы… Главными темами в их взрослых посиделках было наличие денег, престижной работы, квартиры, машины и дачи. Я то и дело слышал скабрёзные анекдоты, рассказы о любовницах, внимал смакованию всевозможных страстей и страстишек. И всё вокруг этого вертелось и крутилось в бешеном ритме, и было «высшим» смыслом жизни. И – западало мне в детскую, а потом и в юную голову, отчего порой становилось грустно.
Самое главное, что отсутствовало во мне в тот период, – это те духовные установки, которые указали бы мне, как же всё-таки нужно верно жить. Я страдал от отсутствия правильного жизненного эталона. Авторитетами в моём окружении были киногерои с лосьоновым пробором на голове, те или иные удачные семьи. Так, отец говорил мне – посмотри, какой хороший мальчик с тобой учится, подружись с ним – и называл фамилию одноклассника. А я-то знал, что этот мальчик – насквозь гнилой, а отец имел в виду исключительно его респектабельную семью и тому подобное. В общем, тех, на которых хотелось бы походить, я в своём окружении найти не мог. А вот двор, шпана, быстрое достижение эффекта за счёт крепкого кулака, разного рода проделки, балансирование на грани закона – всё это было лихим, но ложным самоутверждением. Там, во дворе, и появлялись лидеры из «зазеркалья». А на деле это была никакая не жизнь, а просто выходки (выбить стекло, наброситься кучей на кого-то и т.д.), через которые мне лишь казалось, что я себя преодолеваю и становлюсь значимым. И такой была жизнь многих моих сверстников.
Однако годы идут. И река жизни течёт стремительнейшим образом. Происходят открытия. Чаще всего – печальные. Человек открывает в себе тот или иной грех. Гораздо реже – познаёт Бога. А даже если и познаёт, то как? Часто по русской поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Это очень правильная поговорка. Последовательный, перманентный приход к Богу – вещь редкая. Приход к Богу происходит в основном через скорби и страдания, через гром.
И так было до тех пор, пока я не понял, что высшее звание человека на земле – это раб Божий. И – подчинился этому званию. Как? Через определённые поступки и образ жизни (быть послушным слугой Творца). Как жаль, что я не осознавал этого раньше! Именно поэтому у меня ничего путного в жизни и не получалось. Самое главное – с определённого момента, и чем раньше, тем лучше, – понять, ради чего мы живём и для чего. Стяжать Царство Божие и жить во славу Божию – вот вековечный смысл жизни. Величайший, сокровенный и единственно правильный. Мы рождены для добрых и полезных дел.
Часто мне задают вопрос: почему это я, руководитель непростого реабилитационного центра, такой счастливый, если одних только алкоголиков и наркоманов у меня живёт больше семидесяти человек одновременно – люди с разными судьбами и характерами, люди, которых каждого в отдельности без понятых и без сопровождающих лиц вроде бы и в дом-то пускать нельзя? Суммарный срок пребывания в заключении у тех, кто находится в нашей обители, – под двести лет. Ответ здесь один: я действительно счастлив от того, что вот эта искра Божия, а точнее, гром и молния, которые произошли с каждым из них (а в своё время и со мною), нас всех теперь и объединяет. Наше искреннее покаяние ежедневно направляет нас на поиск праведности, личной востребованности и обретения собственного места в жизни, и этот поиск проходит в лучах Божественной любви Христа Спасителя. Его любовь – это тот вектор, который всех нас выравнивает и туда, к Богу, вытаскивает. А главная причина моего счастья – практическая нужность другим людям. Поверьте, я не рисуюсь. Всё благое и доброе – от Господа. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу…» (Пс., 113:9).
Итак, пока человек внутри себя не определился, его душа мечется, вибрирует, истязает сердце. И порождает разного рода психосоматические заболевания. Есть такая книжечка – «Болезни, сопутствующие грехам». Каждый определённый грех тянет за собой определённые болезни. В общем, как только ты увлекаешься каким-то грехом, так у тебя тотчас и болезни появились. Так что роптать даже и не приходится. Ты предупреждён? Ну и живи, как положено. Тогда и болеть не будешь, ни душой, ни телом.
Находясь в православии и достигнув определённого возраста, я чувствую в себе насыщенность и наполненность сегодняшним днём. Но это – не состояние сытого удовольствия и поглаживания ручек: «Ох, у меня лучше, чем у соседа!», а констатация того факта, что при правильном духовном раскладе жизнь становится по-настоящему наполненной и осмысленной, то есть доставляющей подлинную радость. У каждого, безусловно, свой путь на земле. И всё совершается по воле Божией. Задача одна – понять Её и принять. И тогда жизнь обязательно состоится. В этом году мне исполнилось пятьдесят шесть лет, из них последние двадцать – годы трезвости и духовного переосмысления жизни. Благодарю за всё Господа Бога, Святую Церковь, своего духовника владыку Алексия, архиепископа Костромского и Галичского, а также общество анонимных алкоголиков. Их окружение и поддержка помогают мне раскрыться и реализоваться в этой жизни. Сколько впереди у меня годов, дней и часов – неведомо, и в этом есть великая радость. Потому что когда ты каждый час на земле проживаешь как последний, то меньше грешишь и воспринимаешь жизнь такой, какая как она есть, без ропота.
Я – в ответе за каждый день своей жизни, в том числе и за своё прошлое. И я стараюсь делами сегодняшнего дня исправлять ошибки прошлых лет. Главное для меня в моём возрасте – не впасть в уныние и не сожалеть бесплодно о прошлом, которого не вернуть. Я вижу, как многих памятование своего проблемного прошлого просто убивает и вгоняет в чёрную депрессию, которая на церковном языке называется богооставленностью. Однако лучше стремиться познать Бога, правильно и чётко увидеть собственные ошибки, решительно провести духовный анализ своего прошлого – где именно были совершены твои неправильные поступки. И – заняться поиском правильного пути, способа исправления прежних грехов. И – делать при этом как можно больше добрых дел. Вот так. И тогда смысл жизни придёт к тебе в такой полноте, о которой ты даже никогда в прежней жизни и помыслить не мог.
Что касается моего центра по реабилитации наркоманов и алкоголиков, то всем здешним ребятам необходима духовная самоидентификация. Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет, дабы тот очистился. Я руковожу центром вот уже семнадцать лет. Это не дерзкая аналогия, а просто факт. Среди пациентов центра есть люди моего возраста. И между всеми нами идёт здоровое соревнование в поиске себя, в борьбе с собой. А выигрывает только тот, кто служит Богу. Только такой счастливец обретает истинный покой в сердце. И не остаётся у него никаких невозвратных долгов перед прошлым и настоящим, и живёт такой человек по совести, по средствам, и ищет единства в Боге, и это – самое надёжное единство. Рай для таких людей начинается уже здесь, на земле. Тот, у кого мало, – тому всего хватает. Тот, у кого много, у того нет ничего лишнего.
Обитель "Тиль" с высоты птичьего полёта
А вот в соревнованиях и гонках, основанных на страстях, смысла никакого нет. Пойди и по Обитель «Тиль» с высоты птичьего полёта смотри на кладбище – всё там тихо и спокойно, никто не пошевелится. А какие дерзкие амбиции были ещё совсем недавно у многих из тех, чей прах там лежит!.. Поэтому для меня крайне важно, чтобы мои подопечные не доходили, как говорится, до ручки, а проявляли ответственность и обретали правильное место в организме Отечества, делались нужными Богу и людям.
Я – алкоголик, двадцать лет как трезвый. Я знаю, как пить, и знаю, как не пить. Знаю, какие превратности и всякие сложные ситуации бывают и в трезвой жизни. И знаю, как ответить на вопрос: «А что делать, вот он снова запил, потому что у него жизнь такая?». Поэтому я сохраняю физическую трезвость. Для чего? А для того, чтобы не потерять тот луч Божественной любви, который осветил мне дорогу, где я сейчас нахожусь. Потому что если я выйду из-под него, то непременно слечу в пропасть.
В духовной жизни надо вести себя крайне аккуратно, в том числе и в своих суждениях. Опыт тут обретается только на практике, через молитву, через общение с духовенством, с наставниками, которых нужно обязательно побаиваться и стесняться. Причём эти чувства должны быть обязательно, чтобы ценить и слово, и время, которые были ими на тебя потрачены. И – научиться задавать вопросы. Мы не умеем спрашивать. Я по себе заметил, что мы можем между собой обговориться и обрасспрашиваться о всякой белиберде! Крутимся порой вокруг каких-то низменных вещей и анекдотиков, а вот обратиться к человеку сведущему как-то не спешим. А зря. Духовные люди – это дар Божий для всех нас, живая кладезь мудрости и ясности.
Тот, кто говорит, что праведно жить – скучно, попросту не пробовал так жить. Правильно, праведно жить – это всё равно, что плавать правильно. То есть должен быть стиль, а не просто бултыхание. Чтобы достичь в плавании правильного результата, нужно слушать тренера и учиться выполнять требуемые им движения. И – ставить дыхание. А для нас, верующих, дыхание – это молитва. Так что везде, во всех серьёзных делах – своё искусство, свой труд, пот, слёзы и профессионализм. Так что обязательно нужно искать учителей – людей, которые двигают тебя по лучу, устремлённому к Богу. А Господь никогда не даст непосильных испытаний человеку. Каждый делает свою жизнь непосильной только сам, своим произволом. В каждом дне и с помощью Божией – всё даётся по твоим силам. Когда я обратился к Богу, радость была безмерной. Я взахлёб читал Евангелие. Такова была моя реакция на понимание того, что милостью Божией мне свыше дана инструкция, что делать с собственным сердцем и собственной душой. И я начал постепенно понимать, что же это такое – жить правильно и праведно. На деле всё – просто. Этот образ жизни означает только одно: полностью отвергнись себя, своей гордыни и жертвенно служи ближнему Христа ради.
Вот кто-то говорит, что не вытерпел и сорвался, снова запил. Надо же! А что так?! Искусили ближние, очередные тяжёлые обстоятельства? Бедный, несчастный человек, он хочет, чтобы его пожалели. А я бы ему сказал так: ты, друг, проявил гордыню, самоволие и слабость, корни которой – твоя любовь к греху, который надо возненавидеть. Ты, наверное, думаешь – ещё погрешу, а завтра перестану. Не исключено, что ты уже заступил за свою черту, и сегодняшний день будет для тебя последним. А завтра – леденящий и непроходящий страх, наполняющий душу. И так будет вечность. Это и есть ад. И ад и рай начинаются здесь, на земле. Гибнут те, кто не хотел спасаться.
P.S. Если у вас, дорогой читатель, есть какие-то подобные проблемы, которые вы не можете решить, поверьте: опыт Михаила Фёдоровича Морозова, через которого прошли тысячи исковерканных судеб, поможет вам разобраться в ситуации и найти собственное правильное решение. Пишите нам по следующим адресам: Морозову М.Ф., Калужская область, Жуковский район, деревня Дураково, «Обитель Тиль»; morozovtil@mail.ru. Или: info@pereprava.org
Продолжение следует
Михаил Морозов, предприниматель,
руководитель центра «Обитель ТИЛЬ»
по реабилитации зависимых
от алкоголизма и наркомании
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.