Арсений Замостьянов представляет лучшие образы великого полководца
Много лет я собираю всё, что связано с Суворовым – свидетельства, книги, репродукции портретов – и хотел бы предложить вашему вниманию несколько изображений великого полководца, в которых чувствуется не только военный гений, но и душа генералиссимуса и солдата. На мой взгляд, это лучшие образцы художественной суворианы.
Жан Пьер Норблен де ла Гурден, (Norblin de la Gourdaine) (1745-1830) – французский художник бельгийского происхождения, сочувствовавший Т. Костюшко. Тридцать лет он работал в Варшаве и стал летописцем Польской кампании 1794 года. Его отношение к Суворову вряд было далеко не восторженным. Но запечатлел он победителя Польши талантливо! Норблен видел Суворова, рисовал с натуры.
Самую известную из «суворовских» картин создал Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) – «Переход Суворова через Альпы». Этот рисунок Суриков написал, работая над своим эпическим полотном. Фольклорный характер, когда между шуткой и подвигом пуля не пролетит – вот что такое Суворов Сурикова.
Один из лучших портретов Суворова написал Николай Авенирович Шабунин (1866-1907). Суворовский цикл он создал к столетию смерти полководца, в 1899 – 1900-м. Да, это глаза Суворова, каким мы его знаем по сохранившимся письмам и приказам, по легендам и песням. Суворов одухотворённый, кроткий, смиренный. Глядя на этот портрет, представляется Суворов холодной весной 1800 года, составляющий Канон Господу.
В кинофильме Всеволода Пудовкина заглавную роль Суворова сыграл Николай Петрович Черкасов-Сергеев (1884 – 1944). И как сыграл! Он нашёл суворовские глаза, передал и стремительный порыв, и мудрость, и влюблённость в солдат. Когда режиссёр в первый раз беседовал с Черкасовым – актёру показалось, что он не годится для этого фильма, что с Пудовкиным у них не получится сотрудничества. Он резко вскочил и порывисто выбежал из кабинета. Вот тогда-то Пудовкин и разглядел «суворовские глаза» Черкасова-Сергеева. Актёру непросто быть тёзкой и однофамильцем знаменитого собрата. А в тридцатые и в сороковые годы «главным артистом СССР» считался блистательный Николай Черкасов – актёр ленинградского Пушкинского театра. К сожалению, и в наше время многие путают Николая Черкаосва-Сергеева – исполнителя роли Суворова – с Николаем Черкасовым, который сыграл Александра Невского, Ивана Грозного, Дон Кихота…
Таким увидел Суворова замечательный русский советский художник, ленинградец Константин Иванович Рудаков (1891 — 1949). В годы войны Суворов был для нашего народа насущной необходимостью. Рудаков – маэстро книжной графики и виртуозный портретист – увидел в Суворове не монумент, а человека. Рудаков был величайшим художником книги. Своим героям дарил тепло собственной души. Вот и Суворов с рисунка Рудакова шагает нам навстречу.
У Николая Михайловича Авакумова (1908—1945) получился несгибаемый и суровый «Суворов в Альпах» - аскет, старец. Этот запоминающийся рисунок растиражирован на почтовых марках СССР. Нельзя не подчеркнуть: в сороковые годы Суворов был современен как никогда.
Иностранцы нередко восхищались Суворовым. Но идеологи Запада предпочитали видеть в русском полководце угрозу. Для них он был варваром, вешателем, душегубом. Когда-нибудь мы поговорим о клевете на Суворова, которую фабриковали в Париже и в Лондоне. Зарубежные портреты, лишённые сходства, передают их представления о Суворове. Отметим, что злые карикатуры на Суворова публиковали не только французы, с которыми Россия воевала, но и союзники – англичане.
Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.