С чего начинаются все западные книги о том, как стать успешным, не обратили внимания? Какой самый важный тезис, с которого начинается западная модель успеха? Подскажу. Суть этого тезиса: возлюби себя и возлюби деньги. Причем, чаще все-таки нужно больше возлюбить деньги, чем себя, потому что иногда бывает трудно предложить человеку возлюбить себя, если он должен с утра до ночи грезить деньгами, дышать деньгами, молиться деньгам. От вас требуют в исступлении ни на минуту не забывать о деньгах и потерять всякий покой - тогда деньги потекут рекой. Соблюдение этого первого правила – главное условие победы в той беспощадной и вечной конкурентной схватке, которая ведется вокруг и во имя денег.
Тезис «возлюби себя» в основном понимается в категориях завышенной самооценки, то есть человек должен себя неким образом все время превозносить. Нужно недостатки свои стараться не замечать, а себя считать выше, лучше, краше, талантливее, ловчее, чем другие. Это тоже важная мотивационная, психологическая установка, которая должна обеспечить победу в жесточайшей конкурентной борьбе. Принципиально важный постулат западной этики и в бизнесе, и в политике, и повсюду в жизни – это некая осознанная безжалостность. «Мне очень жаль, Джо, что твоя гнедая сломала ногу, но мой Боливар не вынесет двоих» (О. Генри). Другая фраза, выражающая суть этого подхода: «Извини, старик, бизнес, ничего личного». И так далее, в этом ряду много таких крылатых выражений.
Здесь мы, по идее, должны спросить себя: в чем же заключается главное отличие нашей евразийской, а, лучше сказать, восточно-христианской традиции, восточно-христианской (географически - действительно евразийской) этической парадигмы от парадигмы западной. Основное расхождение, на мой взгляд, это позиционирование денег в нашей системе ценностей. Восточно-христианская традиция никогда не ставила деньги во главу угла, потому что деньги для нас – это вещество, то есть материя мертвая. Если говорить в категориях религиозных - это идол. Поклоняясь деньгам, мы превращаем мЁртвое в некий объект культа, и таким образом, во скуриваем фимиам не Творцу с большой буквы, а твари. Религиозное сознание, естественно, исходит из того, что существует, действует и промышляет о мире всеведущий, всемогущий, вездесущий, непостижимый, ни с чем несравнимый Бог, который является Источником всему и вся. Он и говорит о Себе: «Аз есмь Сый» - «Я есть Сущий". И еще: "Я есть все во всем». Именно Творец является объектом нашего почитания, нашего молитвенного обращения и нашего обожествления.
Если мы выбираем себе в качестве объекта обожествления что-то другое, кроме Творца, получается так, что мы поклоняемся не Творцу, а твари, то не первостепенному, а вторичному. Неважно, в чем это вторичное выражается - в камне, огне, каком-нибудь придуманном людьми божке, Зевс или... деньгах. Иные филателисты поклоняются редкой марке: прячут ее в сейфе и поклоняются. Фактически здесь, чаще всего незаметно для самого homo sapience, человека разумного происходит подмена, которая резко занижает и фактически обессмысливает сам объект поклонения. Между тем, в Евангелии прямо сказано, что деньги – это идолы. Начальный план бытия – это вещество, которое мы видим повсюду: природа, звезды, мы сами, весь наш замечательный, иногда нас пугающий, иногда воодушевляющий, иногда восхищающий мир, это то, что мы воспринимаем всеми пятью органами чувств. Итак, всё, что нас окружает, назовем миром вещества. Кстати говоря, и воздух тоже является веществом, он вполне материален, иначе мы не элементарно не могли бы, опираясь на него, летать на самолетах. Точно так же и все невидимые энергетические поля и потоки вещественны. Вообще, все, что существует – вещество, все, кроме Бога. Бог есть Дух. Бог есть Дух, и этот Дух невещественен, нематериален, тогда как все остальное, сотворенное Им, материально.
Но и вещественный мир тоже делится на две большие части. Одна, большая – это грубое, видимое вещество: стол, iPad, я, вы. Вторая половина – мир незримый, тонкоматериальный. Мы с ним постоянно общаемся. Кто-нибудь видел электричество? В категориях религиозного сознания этот незримый мир населен. Есть приятные его обитатели, например, ангелы или служебные духи, которые выполняют исключительно волю Божью и, в общем-то, всецело благоволят людям, осуществляют некое им покровительство по повелению Божью. Но есть еще падшие ангелы, демоны, которых мы не видим. Впрочем, мы много, чего не видим, потому что у человека очень слабенький диапазон чувственного восприятия: собаки, кошки видят и слышат гораздо тоньше и дальше, чем мы. Падшие ангелы весьма точно описаны в Евангелии: они бродят, яко "лев рыкающий, ища, кого погубить». Это существа ангелы настроены на то, чтобы любой ценой уничтожить человека. Они невероятно сильны, невидимы, изобретательны и единственное, что им мешает достичь своей цели, – это Промысел или забота Божья о человеке. Святые отцы, учителя нашей церкви, говорили, что даже маленький бесенок может пальцем перевернуть землю. Но Божья воля, которая управляет всем, и которая есть все, жестко ограничивает действия этих враждебно настроенных, люто ненавидящих человека незримых тварей.
Так вот, деньги – очень важный инструмент в искушении, соблазнении и совращении человека. Поэтому наша религиозная этика в фундаментальном отношении исходит из того, что самыми сильными факторами, искушающими и сбивающими с толку человека, являются как бы три «С» - а) сребролюбие, то есть, деньги; б) сластолюбие, то есть, развлечения, наслаждения, гедонизм, если говорить современным языком; и в) властолюбие.
Часто бывает так, что богатый человек, который заработал кучу денег, возвысился, стал олигархом, вдруг начинает томиться и скучать, его ничего не радует и все время хочется чего-то еще. Он зарабатывает всё больше и больше денег, а потом достигает какого-то предела, наступает пресыщение. Страсть к обладанию деньгами его уже не устраивает, и он переходит во вторую фазу. Вторая фаза обычно связана со славой: богачу хочется славы. Он говорит "денег много, а меня никто не знает", и начинает куда-то прорываться. Кстати, очень часто и в политику тоже идут именно по этой причине. Ну а там уже рождается третья страсть – власть.
Химеры на часовне Saint-Jean-de-Boiseau
Подобные побудительные мотивы весьма и весьма опасны, потому что человек становится заложником собственных болезненных страстей, которые невозможно удовлетворить. Помните, у Н.В. Гоголя в "Мертвых душах" такого героя, как Плюшкин? Когда Чичиков подъезжает к деревне Плюшкина, он издалека видит странную бесформенную фигуру, и гадает: «Ай, баба!». Подъехал поближе, пригляделся: «Ай, мужик!». Еще ближе: «Ай, баба!» Потом оказалось, что это Плюшкин, который всю жизнь копил, копил и копил. В результате накопил целый дом барахла, которое уже наполовину сгнило. Плюшкин всю семью разогнал, всех против себя ожесточил, и теперь доживает свой жалкий срок в жутком одиночестве, как собака на сене.
Великий писатель нам показывает, как развивается страсть к накопительству. Человек должен себя своевременно и правильно определить по отношению к деньгам. Это уже этика, это глубокая философия, подразумевающая усердную работу над собой. Если человек в этом вопросе правильно не определится, то, как ни странно это звучит, деньги обязательно его уничтожат. Уничтожит мертвый идол, за которым стоит, конечно, соответствующий демон, который незримо играет и нашими чувствами, и, в значительной мере, нашими мыслями. В этом смысле очень важно помнить, что говорили на этот счет святые отцы: "Все плохое в нас, - писали они, - не от нас". Человеку только кажется, что это ему самому пришло в голову пойти и напиться, на самом деле, это бес жужжит, воздействует незаметно на ум, нервы, зрение и так далее. Это очень тонкий вопрос. Мы-то его не видим, зато он нас прекрасно видит. И прекрасно знает. Он не спит, не ест, тысячу лет живет. Единственная эффективная защита от такого врага – молитва и пост. Необходимо строгое хранение своего сердца, понимание этих вещей, умение владеть собой. Необходимо также призывать помощь Божью на защиту от этих существ. Пример? Пожалуйста: попробуйте избавиться от простейшей страсти - хотя бы курения...
Как же восточно-христианская этика ставит вопрос о деньгах? Как вообще правильно позиционировать себя по отношению к деньгам? Деньги-то не отменить, они есть и будут. Более того, деньги, очевидно, попущены Богом, они нужны как средство платежа и средство обмена. Хотя, строго говоря, они в значительной мере уже утратили и то, и другое предназначение.
Валентин Юрьевич Катасонов – профессор МГИМО и известнейший специалист по восточно-христианскому пониманию глобальных экономических процессов, активный участник «Переправы» – лучше меня рассказал бы вам о том, как деньги постепенно меняют свою изначальную природу. Жаль, что не это сегодня объект нашего внимания!
Второй важный момент – это человек и его самомнение.
Глубочайшее, величайшее заблуждение западной этики в бизнесе, в политике, в управлении, в социальной инженерии состоит в том, что человек воспринимается как некая самодостаточная и самодеятельная индивидуальность, которая "сама себя делает" – этакий self-made man. Последнее выдается за важнейшее целеполагание: каждый должен сделать себя сам. Естественно, если человек сам себя сделал - неважно, где – в бизнесе, в любой другой сфере, - он никому и ничем не обязан. Логично. Раз я сам себя сделал, кому я что-то должен? Соответственно, такой человек воспринимает конкуренцию как закон джунглей, поскольку он же не один такой self-made man, еще куча других self-made людей. И все они рвутся туда же, куда и он. Соответственно тут идет война не на жизнь, а на смерть, тут жалеть некого, тут надо пробиваться, прорываться с боями, идти по головам, по трупам, как угодно! Правил нет, и не может быть, если все... self-made.
В православной традиции все иначе. Я бы даже сказал, диаметрально иначе. Во-первых, что такое self-made man? Человек, ты вообще откуда взялся на земле? Тебя кто-нибудь спрашивал, хочешь ты на рождаться на свет или не хочешь? Никто нас не спрашивал. Я появился здесь, и никто не интересовался моим мнением, хочу ли я здесь быть или нет. Больше того, предлагаю задуматься над тем, что каждое поколение людей, рождающихся на Земле, устроено чрезвычайно рационально, словно этим занимается некий Высший Разум. Что значит, устроено? Представьте себе поколение землян, которое бы целиком – все несколько миллиардов – состояло исключительно из талантливых композиторов. Да, мы бы просто умерли с голоду, правда, под звуки великолепных симфоний.
Стенограмма лекции «Политическая этика: евразийская модель»,
прочитанной слушателям "Школы российской политики" при ЦСКП
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.