25 марта (7 апреля) Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещенье в Москве
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве —
Это праздник света!
Константин Бальмонт
Евангельские строки
По Закону Моисея воспитывавшиеся при храме девы оставались здесь только до достижения совершеннолетия: четырнадцати лет, а затем обязаны были выходить замуж.
Наступил четырнадцатый День рождения и Марии. Когда священники объявили Ей, что Она должна оставить храм и избрать Себе мужа, Мария твердо заявила им о Своем решении остаться девой и посвятить Свою жизнь Господу.
Тогда, чтобы не нарушить обет почивших родителей Отроковицы и не принудить Ее к нежеланному замужеству, священники решили обручить Марию с достойным человеком, который под видом супруга был бы хранителем Ее девства. По Божиему произволению таким человеком стал праведный Иосиф — 80-летний плотник из Назарета.
И вот, прожив в Иерусалимском храме одиннадцать лет, Дева Мария вернулась опять в свой родной городок Назарет. Ее тихая и благочестивая жизнь в доме Иосифа почти не отличалась от жизни в храме: кроме необходимой работы по дому, много времени посвящала Она молитве, чтению Священных книг и рукоделию…
И вот настал день, когда Господь повелел Архангелу Гавриилу возвестить Марии благую (добрую) весть: именно Ей суждено стать Матерью Спасителя мира.
По Преданию, Божий Вестник явился в дом праведного Иосифа в тот самый час, когда Мария читала Священное Писание. В который раз перечитывала Она пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…» И вдруг в эту самую минуту в скромной комнатке появился Архангел Гавриил. Он протянул Марии ветвь белых лилий (символ чистоты и целомудрия) и произнес: «Радуйся, Благодатная! [обретшая особую любовь и благоволение Божие] Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Внезапное появление Архангела смутило Марию… А Небесный Вестник между тем продолжал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…»
Пресвятая Дева не смогла скрыть удивления: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И услышала: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Послушно внимая слову Божиему, Мария смиренно вымолвила в ответ: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Благовещение. Фра Анджелико. 1433. Кортонский Алтарь
Тайны Божии
В тот далекий день две тысячи лет назад на грешной земле сверх естественных законов природы совершилась непостижимая для человеческого разума тайна Боговоплощения. Так же непостижимо для нас и то, что после рождения Богомладенца Богоматерь осталась Девой! Все это — тайны Божии. Как говорили святые отцы, «верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, о чем умолчано!»
По словам святого Андрея Критского, «сегодня благовествуется знамение божественного человеколюбия и радость всемирного спасения, потому что помиловал Бог народ Свой. Приходит Вездесущий, чтобы все исполнить радостью. Его безграничное милосердие к нам не могло вынести гибели человека, ради которого Он создал небо, землю, воздух, моря, все видимое творение. Потому — Бог на земле, Бог с неба, Бог среди людей, Бог нигде не вместивый и носимый во чреве Девы.
Отсюда человеческая природа воспринимает повод к радости и получает начало обожения. Отсюда, отвергнув обманчивое богатство греха, она украшается как невеста для Творца. Отсюда прежнее создание (человеческая природа) наше воссоздается вновь, и состарившийся мир сбрасывает дряхлость, происшедшую от греха…
Сегодня открывается сокровенная от века тайна, и все получает возглавление о Христе (Христос становится главой «нового человечества»: Церкви). Поэтому ликуют Ангелы, радуются с ними люди, и весь мир, обновляясь, приходит в себя».
Всей Своей предшествующей жизнью Пресвятая Дева Мария была предуготовлена для этой святой минуты. Многими добродетелями обрела Она Божие расположение к Себе. Особенно же тремя: глубочайшим смирением (Сам Господь ставил смирение во главу угла: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом…» (Ис. 66, 2)), девственной чистотой и преданной любовью к Богу. Исполненная глубокой веры в Божий Промысл, Пресвятая Отроковица приняла эту благую весть о беспримерно высоком Своем назначении без колебания, сомнения и недоверия.
Эти главные Свои добродетели пронесла Пресвятая Мария через всю жизнь. Даже будучи уже Матерью Богочеловека, Она никогда и нигде не выказывает ни малейшего превозношения перед окружающими. Ее, впрочем, как и всегда, не слышно и не видно. Она молчит и слагает все глаголы в сердце Своем. О Ней практически умалчивает даже Евангелие…
Ольга Глаголева
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.