переправа



Крещение в Православие - духовное рождение русского народа



Опубликовано: 28-07-2013, 12:44
Поделится материалом

Вера


Крещение в Православие - духовное рождение русского народа

"Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822

 

Крещение Руси в Православие ознаменовало пробуждение русского духа, было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип. Очевидно, некоторые религиозные представления язычников-славян были близки или, во всяком случае, бытийно не противостояли основным христианским истинам: тенденция единобожия в представлениях о главном боге («Они (славяне и анты) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми» – Прокопий Кесарийский), многочисленные символы падения в грех – грехопадения, прообраз искупительной жертвы и даже воскресения – жертвоприношение божества, которое затем оживало. Примечательно, что незадолго до принятия христианства князь Владимир пытался упорядочить пантеон языческих богов: кумиры пяти антропоморфных богов были установлены неподалеку от княжеского двора. Но «смотр» языческих богов не удовлетворил князя Владимира, и «пятибожие киевского княжеского пантеона» (Б.А. Рыбаков) прижилось ненадолго. Князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа: «Гостеприимный, общительный, веселый, несмотря на свои увлечения, насквозь проникнутый славянским благодушием, Великий Князь Владимир начинает чувствовать пустоту исповедуемого им язычества и стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить душевную жажду, хотя для него и не ясную. На его зов стекаются миссионеры от разных религий; он свободно обсуживает, совещаясь со своими приближенными, излагаемые перед ним учения, посылает доверенных лиц исследовать характер этих религий на месте и, убедившись этим путём свободного исследования в превосходстве православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, принимает его весь русский народ. Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определённым и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Ибо этим только и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению» (Н.Я. Данилевский). Духовная жажда принудила русских людей обратить взор на православную религию: с одной стороны, новая вера и культура не требовали радикального разрушения традиционного порядка жизни, то есть изначально были глубинно родственны; с другой, новая вера задавала идеалы, которых уже взыскует народная душа. Более всего пленили славянскую душу христианская духовность, христианские добродетели и представления о прекрасном. Историки открывают всё более фактов близости ранней русской религиозности христианству, но сам факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси уже свидетельствует, что русское язычество – это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.

 

Крещение в Православие - духовное рождение русского народа

Крещение Руси. Михаил Шаньков. 2003. Холст, масло 

 

Описание у Нестора-летописца знакомства княжеских посланников с византийской религиозностью преисполнено сильнейших чувств радости, ликования, восторга от встречи с невиданно прекрасным и возвышенным, но вместе с тем едино-природно притягательным: «Они же были в восхищении, удивлялись и хвалили их службу…» Они же сказали: «Ходили-де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их, и пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах; не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Больше всего народы разнятся ощущениями и чувствами: то, что для одних приятно и притягательно, для других отвратно, для одних – сладко, для других – горько; то, что для одних возвышенно, для других – смрад великий. Знаменательно, что именно в греческом храме русские посланники испытали нравственный, эстетический и умственный восторг от встречи с подлинным Богом – уже опознанным, своим Богом, иначе откуда им судить, что есть красота и что пребывает там Бог с людьми. «Здесь именно обнаружилось всего яснее какое-то внутреннее сродство между византийской сущностью и славянским духом – сродство достаточно сильное, чтобы притянуть последнего к первой», – заметил в XIX веке европейский исследователь Г. Рюккерт.

Об этом пишет и современный учёный И.Р. Шафаревич: «Христианство было воспринято как нечто в своей основе близкое… Поражает, как ничтожны были трения, возникшие в связи с принятием христианства на Руси. Ведь нет же оснований считать наших предков какими-то пассивными, равнодушными людьми: насильственной христианизации они, вероятно, сопротивлялись бы восстаниями, как их потомки – разрушению церквей в советское время… А мы читаем о столкновениях в Новгороде, продолжавшихся три (!) дня. Или о столкновении княжеской власти со жречеством старой религии, произошедшем из-за того, что во время неурожая волхвы инициировали “охоту на ведьм”, вдохновляли убийства старух, по их мнению – виновниц неурожая. Летопись говорит и о случаях, когда “мужи княжьи” пытались защитить волхвов, сожженных народом… Никакое пристрастное описание не может скрыть крупного социального конфликта: оно будет его лишь по-своему истолковывать… Поразительно, что такой грандиозный духовный переворот не вызвал глубокого раскола в народе».

 

Крещение в Православие - духовное рождение русского народа
Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

 

Племена Киевской Руси обрели общность и чувство исторического предназначения благодаря обращению в христианство. Окраинные народы через христианизацию усваивали византийские и киевские культурные традиции. «Славянский язык становился общепринятым языком письменности и богослужения, постепенно вытесняя исконные финно-угорские языки с Русского Севера на окраины: на запад в Финляндию и Эстонию и на восток вдоль Волги – в Мор-довию и к черемисам» (Д.Х. Биллингтон). При этом различные формы языческого мировоззрения по-разному, но вполне мирно соприкасались с христианством: «Многие верования, ритуалы, обычаи, связанные с язычеством, Церковь осуждала – но она их прощала. Другие же она восприняла как средства для выражения своих истин, как некий язык. Храмы часто воздвигались на месте языческих капищ – тем самым перенимая и какие-то их функции. Православные святые сливались с языческими божествами, занимая ту же “психологическую нишу” (Перун – Илья и Георгий, Велес – Влас и Николай и т.д.). В народе было, например, распространено покаяние Земле (за то, что её грудь рвали бороной) и исповедь Земле. Церковь осуждала исповедь Земле (в тех делах, исповедоваться в которых надлежало духовнику; это было связано и с тем, что в некоторых ересях – жидовствующих, стригольников – исповедь Земле заменяла церковную). Но с другой стороны, Церковь принимала отношение к Земле как священному существу женского пола – мужчина, лежавший брюхом на земле (т.е. в непристойной позе), подлежал епитимье… Многие древние ритуалы органически вошли в церковную жизнь: окропление скотины св. водой на Никольщину, молебны на поле. Большая часть ритуалов явно распадалась на две части – одна совершалась в церкви, другая имела более древний характер: венчание – свадьба, крещение – крестины, отпевание – поминки и т.д.» (И.Р. Шафаревич). 

 

Народ входил в христианский космос, по-бытовому располагая в нём вековечные религиозные представления, привязанности, привычные ритуалы, годичные праздники. В народной религиозности языческая плоть вполне органично облекала христианскую духовность, хотя и не без драматических коллизий. Буйный языческий темперамент подвергался суровому укрощению: святые аскеты Киево-Печерского монастыря замуровывали себя в пещерах, закапывали себя в землю, изнуряли себя голодом, истязали своё тело пытками во имя освобождения от телесных страстей и воспарения к Новому Небу – заоблачной выси христианской духовности. Всецелая любовь к новому духу диктовала радикальное отвержение, почти умерщвление тела в борьбе с плотскими страстями и стихиями. Но между крайностями двоеверия и яростного аскетизма формировались русская православная традиция преображения плоти духом, носителями которой и были святые на Руси. «Таким образом, в Великой Руси имело место не столько двоеверие, сколько постоянное проникновение первобытного анимизма в развивающуюся христианскую культуру. Анимистическое восприятие природы гармонично сочеталось с православным отношением к истории в весеннем празднике Пасхи, который вызывал особое воодушевление на Русском Севере» (Д.Х. Биллингтон).

 

В природе взаимодействия на Руси христианства и темпераментного языческого характера во многом кроется загадка «бессловесных веков». Взаимопроникновение природного генотипа и культурного архетипа проходило веками, в результате чего сложились и существовали параллельно две культуры. Христианская – дневная культура одаряла грандиозным духовным космосом христианского эллинизма, её носителями были церковные и светские образованные слои. Языческая – ночная культура долго сохранялась в простонародных слоях, сосуществуя с христианской, что не могло проходить без определённых противоречий. «Язычество не отрицательная величина. Оно представляет собой определённую культурную ценность, которая с принятием христианства не обесценивается, а поднимается на высоту иного миропонимания. Есть такие слова в одном из псалмов: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”. Языческое представление о “всяком дыхании” поднято здесь на недосягаемую для язычества ступень… В крестьянской среде христианство распространилось очень быстро. И это невозможно было при помощи меча, но возможно при помощи самого язычества, которое христианизировалось и делало понятным христианство. Смерды видели в христианстве как бы продолжение своего язычества. Но открывались новые горизонты, и они эти горизонты готовы были принять» (Д.С. Лихачёв).

 

Крещение в Православие - духовное рождение русского народа
Крещение Руси.  В.Г.Перов вторая половина 1870-х-начало 1880-х гг

 

Ночная культура представляла собой смешение христианских представлений с преломленными через них языческими образами. В результате сложились некоторые специфические для Руси типические образы, которые считаются христианскими, но отсутствуют в других христианских конфессиях и даже в других православных культурах. «Совместив хронологически многие языческие праздники с христианскими, народ перенес веками складывавшиеся формы языческого культового действа, выражавшие какие-то глубинные сущностные архетипы народного сознания, на христианские праздники, наполнив их своим, славянским содержанием, которое теперь сохранялось практически только на уровне своеобразной обрядовой эстетики… Древние формы выражения ритуальной духовности представлялись не менее значимыми и органичными, чем формы православного культа, и на практике они объединялись в самых причудливых сочетаниях» (В.В. Бычков). Генетически русский характер склонен более к стихийному воображению, чем к рациональному осмыслению. Яркая, талантливая славянская душа наделена воображением, сильным эстетическим восприятием, мечтательностью, но ей мало свойственна интеллектуальная аскеза и дисциплина. Дневная культура – это культура духа, высокого ума. Ночная культура – это культура воображения, мечтания, это более душевная культура.

 

Веками дневная культура овладевала ночной культурой. Христианизация Руси проходила невероятно динамично: уже через несколько десятилетий в стране было большое количество храмов, христиански просвещенный ведущий слой. Но стихия языческой души – мифологических образов, языческих представлений о мире, воображения – одухотворялась и христианизировалась достаточно долго. В результате складывались разнообразные синкретические представления. Подобное было у всех народов, принявших христианство. Специфика русской христианизации в том, что языческие стихии не выжигались насильственно, как у европейских народов, а достаточно органично сосуществовали в преображенном виде с христианским космосом. Многие бытовые христианские представления у русских имеют языческий источник, различные славянские племена вносили свою мифологию, поэтому достаточно разнятся религиозные обычаи в различных областях России. Так сложилась своеобразная – нерационалистическая цивилизация, отличающаяся от западноевропейской большей душевностью, а в сфере мысли – большей художественностью и образностью.

 

Виктор Аксючиц

 

Метки к статье: Аксючиц
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Крещение в Православие - духовное рождение русского народа"
Кириллов Алексей Алексеевич

29 июля 2013 08:07

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Византия погибла.Православие можно рассматимвать как троянского духовного коня,который и погубил Россию.Любовь,доброта к ближнему и дальнему в этом жестоком мире ослабляют государство.Славяне и без православия были сильными.Судьба последнего русского царя вопиёт об этом.Он был слишком православным ,погубил православную Россию и своих прекрасных детей,память о которых Россия отметила в июле.
Pavel Gabriel

30 июля 2013 12:19

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Часть 1.Православие, Христианство явило Руси спасение от предрассудков язычества,органично перетекло, адаптировалось с новой формой духовного существа, преобразовало славянские народн праздники в христианские священные Церковные.На бытовом уровне,многочисленн славянские обряды, народным искусством переродились, ГАРМОНИЧНО и симфонично в христианские обряды. Христианский стиль, православная жизнь народов обрели от Востока, с Византии, - ремёсла, зародились храмовое зодчество, иконописное искусство, произошёл переход к подлинной, истинной Спасительной вере.Для народа же через некоторые упорства в конечном итоге явилось чудом и высшим смыслом существования ради мира Горнего, духовного, ради вечной жизни в Царствии небесном, в раю.

Часть 2. Православие и Вечная Русская Церковь Христова чётко определяет, что есть зло, а что есть добро.В государственном росте Русь стала равноправным партнёрам в сношениях с Византией, другими устоявшимися Христианскими державами, что определило будущую миролюбивую, Православную политику России. Иоанн Златоуст,Иоанн Дамаскин, Св Иосиф Волоцкий,- Св Прп Сергий Радонежский, и сотни Святителей Христианских Пастырей в дальнейшем в истории, - своими трудами,духовн подвигами дали Славяно-русской цивилизации курс, русло, смысл, искусство временной жизни, законы отношения к иноверцам и к ересям, в антихристианским всплескам цивилизаций, к бесам и к дьявольским пособникам.
Кириллову А.А. который путает и ошибается:
Византия в течении нескольких месяцев подверглась осадному нападению, обезумевших, безкультурных,злейших врагов истинной веры мусульманскими турками. 5 мая 1453 г. дикий негодяй Мехмед II, покорил Царьград, и отдал Вечный город Бога, разграблению а великий христианский народ растерзанию своим "янычарам" османцам.Византия ими была нещадно, - категорически разворована, уничтожена, погублена продуманно и специально. Весь мир получил Византийский урок, предупреждение.


Часть 3. Православие России,явлено естественной, одухотворённой, истинной формой государственности,-правильным смыслом одухотворённого жизнесозидания, а через Русь и миру является удерживающим фактором,твердыней, - залогом миролюбия, земного и вышняго спасения, явлением божественной благодати в виде общедоказанного, подлинного фундаментом Христианского общечеловеческого спасения.
Любовь,христианская доброта укрепляет и удесятеряет силы Российского государства и народа живущего на наших древних и святых Православных берегах!
России нанёс удар дьявольский, интернациональный большевизм в лице негодяев ленинцев и всей обезумевшей орды чужестранцев и инородцев, но ни как не Православие.


Часть 4. Чистосердечное поклонение Христианским святыням, символам,Святой Равноапостольный Князь Владимир Веру Христову, Её Саму явил нам как корень нравственной и сакральной опоры, - Он благостно даровал духовную силу Православной Веры народу.

Павел Гавриил

31 июля 2013 09:46

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Славяне без Спасительного Православия были языческим племенем, и стояли на первой ступени развития нашей древней цивилизации. Как раз то Православие дало, явило, побудило славянский народ к объединению с христианскими странами,оно связало узами братства, единой верой, высшим смыслом спасительной, позитивной цельной веры во Христа,чистосердечное поклонение Христианским святыням, символам, Святому Николаю Чудотворцу, Собору Святых Православия, которые из столетия, в столетия лишь давали нравственную и сакральную опору, - духовную силу народу.
Святой мученик Царь Николай Второй Александрович, не последний,Он в момент не приятия Власти братом Светлейшим Вел. Князем Михаилом, передал ЗАКОННО всю власть своему Сыну Благоверному Цесаревичу Алексею Николаевичу!

Св. муч. Государь Император Николай Второй, - один из Лучших Святых Правителей в истории Христианского человечества, коварно попавший в сети и под мечи негодяев богоборцев, он был заклан антихристианской общине, её соучастниками. Это Его погубили, убили дьявольские слуги: революционная инородческая заговорщическая и мировая плесень человечества.
Святой муч. Белый Царь Николай Александрович,так же как и Его Святая Семья, (Его служащие, как и многие убиенные миллионы Русских Христиан,казачество,аристократические роды,профессура, сословия..) были до последнего вздоха со своей Россией, со своим Православным народом, но были умучены, Они мужественно явилися миру предупреждением, через Них, через Голгофу России, мир увидел, узнал, прочувствовал, содрогнулся от того как поступают антихристовы государства, русофобские группы, специфичные общины с христианскими Царями и Православным добрым народом.

Своим Христианским жизненным подвигом "За други своя", Святая Царская Семья навеки вечные утвердились подлинным, идеальным Сиятельным, незыблемым Светом, Христианскими Защитниками, - примером для подражания Христианскому Православному народу, молитвенниками за Государственность, за Православие, Образцом подражания для последующих Православных правителей.
Имя:*
E-Mail:*